Малая подлодка, опередившая своё время. Проект 865 «Пиранья»

Во второй половине 20-го века СССР активно разрабатывал и проектировал сверхмалые подводные лодки. Сначала были попытки беспилотных аппаратов, но вскоре от них отказались. Следующими на очереди были субмарины типа “Тритон”, они были более удачной разработкой. А после них в Советском Союзе был создан действительно уникальный образец — проект 865 “Пиранья”.

Идея и реализация

Все началось в середине 70-х годов. Тогда, несмотря на имевшиеся подлодки типа “Тритон”, требовались новые сверхмалые аппараты, которые бы имели большую глубину погружения и улучшенные характеристики. Это задание поручили конструкторскому бюро “Малахит”. Это была их специализация. Проекту дали номер 865, а главным конструктором назначили Л.В Чернопятова. От него требовали аппарат, способный погружаться на 60-200 метров, и имевший водоизмещение до 80 тонн.

Предполагалось, что эти субмарины будут патрулировать территорию в тех местах, где не пройдет обычный корабль. 

Сложность реализации состояла в том, что на тот момент еще не было достаточно нужных документов и чертежей, на которые можно было ориентироваться. Оборудование и конструкция больших кораблей не подходили, а прошлые документы по сверхмалым субмаринам были засекречены. Но, все же эти сложности получилось преодолеть. 

В 1984 году, после смены конструктора, проект был заложен. В 1990 году субмарина вступила на службу во флот. Всего было выпущено два экземпляра.

Конструкция и размеры 

Корпус состоял из титанового сплава, при чем его производство было не из легких, требовались стяжки, чтобы он стоял неподвижно. Внутри было три сектора: центральный пост,  электромеханический отсек и шлюзовая камера. В центральном посту находились самые основные элементы управления, средства отображения информации, аккумуляторы, люк для входа, перископ. Между этими тремя отсеками были перегородки, в которых находился люк и двери. В электромеханическом отсеке находились двигатель, вентилятор, компрессор и другие элементы. 

На корабле могло находиться вооружение в виде двух мин или же двух торпед.

Экипаж субмарины составлял 3 человека, и она переносила на себе еще 6 водолазов.  

Длина лодки составляла 30 метров, ширина — 4.7, скорость — 6.6 узлов. 

Также лодка была передовой и по части автономности — 10 суток, и по части различных систем. Так, например, шумоизоляция была реализована настолько хорошо, что субмарина была очень тихой и малозаметной. На борту были реализованы самые передовые технологии того времени.

Дальнейшая служба

Это плавательное средство не прослужило очень долго, и его выходы в море всегда были довольно непростыми, а потому и не частыми. Причинами тому являются как трудности обслуживания так и нерентабельность.  В 1999 году два образца отбуксировали в Кронштадт и распиляли на металл. 

Что дальше?

Конечно, это был довольно перспективный проект, и даже сейчас такие лодки пытаются сконструировать  в других странах по всему миру. Что касается нашей страны, то на “Малахите”, все еще сохранена документация и все необходимые чертежи. Даже идет работа над новыми прибрежными образцами, что дает положительные надежды на будущее. Остается только ждать.

 

Рейтинг автора
Автор статьи
Гафтко Степан
Написано статей
103
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector