Малая подлодка, опередившая своё время. Проект 865 «Пиранья»
Во второй половине 20-го века СССР активно разрабатывал и проектировал сверхмалые подводные лодки. Сначала были попытки беспилотных аппаратов, но вскоре от них отказались. Следующими на очереди были субмарины типа “Тритон”, они были более удачной разработкой. А после них в Советском Союзе был создан действительно уникальный образец — проект 865 “Пиранья”.
Идея и реализация
Все началось в середине 70-х годов. Тогда, несмотря на имевшиеся подлодки типа “Тритон”, требовались новые сверхмалые аппараты, которые бы имели большую глубину погружения и улучшенные характеристики. Это задание поручили конструкторскому бюро “Малахит”. Это была их специализация. Проекту дали номер 865, а главным конструктором назначили Л.В Чернопятова. От него требовали аппарат, способный погружаться на 60-200 метров, и имевший водоизмещение до 80 тонн.
Предполагалось, что эти субмарины будут патрулировать территорию в тех местах, где не пройдет обычный корабль.
Сложность реализации состояла в том, что на тот момент еще не было достаточно нужных документов и чертежей, на которые можно было ориентироваться. Оборудование и конструкция больших кораблей не подходили, а прошлые документы по сверхмалым субмаринам были засекречены. Но, все же эти сложности получилось преодолеть.
В 1984 году, после смены конструктора, проект был заложен. В 1990 году субмарина вступила на службу во флот. Всего было выпущено два экземпляра.
Конструкция и размеры
Корпус состоял из титанового сплава, при чем его производство было не из легких, требовались стяжки, чтобы он стоял неподвижно. Внутри было три сектора: центральный пост, электромеханический отсек и шлюзовая камера. В центральном посту находились самые основные элементы управления, средства отображения информации, аккумуляторы, люк для входа, перископ. Между этими тремя отсеками были перегородки, в которых находился люк и двери. В электромеханическом отсеке находились двигатель, вентилятор, компрессор и другие элементы.
На корабле могло находиться вооружение в виде двух мин или же двух торпед.
Экипаж субмарины составлял 3 человека, и она переносила на себе еще 6 водолазов.
Длина лодки составляла 30 метров, ширина — 4.7, скорость — 6.6 узлов.
Также лодка была передовой и по части автономности — 10 суток, и по части различных систем. Так, например, шумоизоляция была реализована настолько хорошо, что субмарина была очень тихой и малозаметной. На борту были реализованы самые передовые технологии того времени.
Дальнейшая служба
Это плавательное средство не прослужило очень долго, и его выходы в море всегда были довольно непростыми, а потому и не частыми. Причинами тому являются как трудности обслуживания так и нерентабельность. В 1999 году два образца отбуксировали в Кронштадт и распиляли на металл.
Что дальше?
Конечно, это был довольно перспективный проект, и даже сейчас такие лодки пытаются сконструировать в других странах по всему миру. Что касается нашей страны, то на “Малахите”, все еще сохранена документация и все необходимые чертежи. Даже идет работа над новыми прибрежными образцами, что дает положительные надежды на будущее. Остается только ждать.