НИ-1 — «На испуг», как трактора маскировали под танки для видимого количества

История

Здравствуйте читатели. Расскажу вам сегодня о том, как с помощью тракторов обороняли Одессу. В ситуации, когда спешно надо было конструировать новую бронетехнику для обороны города. Промышленность была сильно ослабленной и делать качественные танки, или другие бронированные машины не было возможности.

Поэтому начали делать бронированные трактора, которые получили не официальное название «На испуг», то есть они не представляли для немецких бронемашин никакой серьезной опасности, просто создавались для отвода глаз и для создания количественного преимущества.  

История создания

В 1941году, когда к Одессе подошли огромные силы Вермахта, которые осадили город. Защитники не имели достаточного количества бронированных машин, не говоря уже о танках. П.К. Романов, который являлся главным инженером Одесского машиностроительного завода предложил обшивать броней трактора и устанавливать на них легкое вооружение.

 

Такими тракторами стали три СТЗ-НАТИ, которые были предоставлены Одесскому заводу от руководства СССР. Так же военное руководство предоставило машиностроителям и вооружение для этих бронированных тракторов.

Руководителем проекта стал лично директор завода Романов. Так же в строительстве бронированных тракторов принимали участие рабочие из судостроительного завода. Когда трактора переделывали, их верхнюю часть срезали. С броней было сложно, ее в Одессе практически не осталось, поэтому  конструкторы придумали небольшую хитрость.

Бронированный лист разрезали на две тонкие части, между этими тонкими листами устанавливали деревянные доски и бруски. Использовали для брони корабельную сталь, которую предоставили с Одесской морской базы.

Первые бронированные трактора

Первые бронированные трактора получили орудия с калибром 37 миллиметров. Орудия сняли с легких танков Т-26, которые не подлежали восстановлению после боев. Но оказалось, что такое орудие совсем не эффективное, оно располагалось слишком высоко. После этого его заменили на пулеметы.

После этого на такие трактора начали устанавливать по два пулемета калибром 7,62 мм. Уже 20 августа 1941 года три бронированных трактора отправили на передовые позиции, чтобы защищать Одессу.

25 стрелковая дивизия проводила контратаку на подступах к городу. У дивизии в наличии был один настоящий танк и три бронетрактора. После быстрой атаки немцы были выбиты из своих окопов и отступили.

После завершения боя и возврата техники на свои позиции, инженеры осмотрели трактора. Они сделали вывод, что такая легкая броня не пропускает осколков и пуль, но один снаряд, который имел мощнее калибр, пробил трактор насквозь. Но, в целом, инженера сделали вывод, что такую технику можно использовать и дали разрешение на обустройство еще 70 таких бронированных тракторов.

Производство таких тракторов было под серьезной угрозой еще и из-за того, что немецкие самолеты постоянно бомбили Одесский машиностроительный завод. Но советская система противовоздушной защиты работала достаточно успешно и ей удалось предотвратить серьезные разрушения.

Во втором бою из десяти тракторов два было потеряно безвозвратно. В одном из боев против румынской армии бронетрактора начали двигать в наступление на позиции врага даже без помощи артиллерии. Трактора включили громкие сирены и прожекторы, предприняв ночную атаку, противник покинул позиции и начал убегать. Именно после этого между солдатами и даже инженерами закрепилось название трактора «НИ», то есть «На испуг».

Спасибо, что прочли мою статью, надеюсь, понравилась, отметьте ее лайком и подпишитесь на канал, у нас есть еще много чего интересного. Уверен, что вам понравится статья:

 

 

 

Оцените статью
Добавить комментарий