Подлодка Щ-421, которая пробовала плавать с парусом

История

Приветствую всех любителей публикаций о технике на своем канале. Сегодня расскажу опять об одном из самых грозных оружий в СССР – о подводных лодках. Вернее сегодня про одну подводную лодку, которая … пробовала ходить под парусом. Но обо всем по порядку.

Подлодка Щ-421

Эта подводная лодка была построена на Горьковском заводе еще в далеком 1934 году, а на воду ее спустили уже на следующий год, то есть в 1935 году. Еще через год специальная комиссия успешно провела эксперименты с подлодкой и уже в 1936 году ее ввели в состав Балтийского флота.

С началом Второй мировой войны подводная лодка Щ-421 была переведена в состав Северного флота. В годы войны осуществляла боевые походы против немецких кораблей и подводных лодок. Ей засчитали уничтожение семи вражеских суден, но потом официально подтвердился только один случай уничтожения.

Самый странный поход

Начиная с апреля 1942 года подводная лодка выполняла свой шестой поход. А уже 3 апреля Президиум Верховного совета наградил подлодку орденом Красного Знамени. В тот момент подлодка выполняла поевое задание, а руководил ею капитан-лейтенант Видяев.

Подлодка приближалась к мысу Нордкап, который был оккупирован немецкими войсками. Уже 8 апреля Щ-421 на подступах к мысу была подорвана с помощью антенной бомбы на глубине 15 метров. Немцы плотно заминировали подступы к своим позициям на мысе Нордкап.

 

Результаты от взрыва были катастрофическими. Оба гребных винта были оторваны и лодка практически остановилась, она была лишена своей скорости и вообще не могла двигаться под водой. Так же сорвало люк кормового отсека, были повреждены средства связи, в частности радиопередатчик. Вся корма была разбита. Кроме того, седьмой отсек практически затопило и подлодка всплыла на поверхность, она потеряла возможность погружения.

Несколько моряков, которые со временем были награждены разными орденами и медалями, стали бороться за то, чтобы подлодка подольше продержалась. Они задраили все люди и двери между шестым и седьмым отсеком.

Все пробоины были закрыты и таким образом удалось остановить затопление подводной лодки, жизнь экипажа на некоторое время была в безопасности, по крайней мере от затопления моряки были спасены.

Чтобы избежать возможного плена, по краях подлодки ее экипаж привязал мины, чтобы в случае, если немцы приблизятся, подорвать подводную лодку. Но течение стремительно уносило судно к мысу, то есть прямо к немецким позициям и новым минным заграждениям.

Поэтому моряки приняли решение сшить своеобразный парус. Его сделали из брезентов, которыми накрывались дизельные двигатели. Такого рода парус моряки подняли на перископе. Ветер дул в противоположную сторону и таким образом подлодка перестала дрейфовать в сторону немецких мин и позиций.

Командир запросил эвакуацию, с помощью средств связи, которые частично были отремонтированные. Для спасения Щ-421 были направлены две подводные лодки класса К. Но они не могли отбуксировать Щ-421 из-за сильного шторма на море. Якорные цепи и буксировочные тросы быстро рвались. Со временем на горизонте показались немецкие боевые катера. Чтобы спасти хоть экипаж, было решено потопить аварийную подводную лодку. Но весь личный состав был эвакуирован на другие транспортные средства.

Торпедой из К-22 подводная лодка Щ-421была потоплена и не досталась немецким захватчикам. После возвращения на базу, командир Видяев был назначен капитаном подлодки Щ-422.

 

 

 

 

 

Оцените статью
Добавить комментарий