Тайные вечеринки в СССР: какую музыку запрещали вожди
Эпоха Сталина
Всепоглощающая машина цензуры запустилась с времен правления Сталина. Именно с его приходом началась тотальная и беспощадная война с инакомыслящими. Великий вождь всех народов, и самый первый критик систематично и без сожалений уничтожал всех тех, кто, на его взгляд, не вписывался в рамки советского творческого человека. Так, 1936 году великий русский композитор Шостакович Дмитрий Дмитриевич имел неосторожность раскритиковать оперу “Тихий Дон” одного посредственного автора. Беда в том, что это творение пришлось по душе вождю. Тут же нашлись идейные критики, часто они были анонимами. Один из таких мастеров слова, в газете “Правда” за январь месяц 1936 года опубликовал разгромную статью в адрес Шостаковича. Его обвинили в “анти народности”. За столь явное противоречие со вкусами диктатора, Шостакович на многие годы был забыт.
Печальная судьба постигла его друга Всеволода Мейерхольда: был расстрелян в тюремном коридоре. Нужно заметить, что все старания цензуры были направлены на поиск скрытых врагов народа.
Принцип был прост: славишь Сталина-ты любимец власти, а если о вожде или партии нет ни слова-будь готов к тому, что в ближайшую ночь за тобой приедет черная машина. Увы, период правления страной Сталиным-это период массовых репрессий против людей творческих. Из всех музыкальных стилей особенно гоним был джаз, но это наблюдалось не всегда. Доказательством нейтрального отношения к этому стилю стал хит тридцатых годов “Веселые ребята” с Орловой и Утесовым в главных ролях. Все изменилось после окончания войны, когда ясно стало, что появился сильный соперник у Советского Союза-это Соединенные Штаты Америки. С тех пор все веяния западной культуры воспринимались как вражеские.
Запреты Хрущева
В послевоенные годы псы-цензоры активно взялись за критику зарубежных ритмов, ведь они разительно отличались от того, что исполнял какой-нибудь “Сталинский краснознаменный хор имени Клары Цеткин и Розы Люксембург, вместе взятых”! Советская молодежь танцевала на тайных квартирных вечеринках под зажигательные ритмы рок-н-ролла Элвиса Пресли. Не прошла мимо Союза и всем известная битломания. Уж сколько Хрущев не махал своими ботинками, сколько разгромных статей не публиковали в советской прессе, но ливерпульские жуки крепко укоренились в сердцах советской молодежи, которой хотелось слушать новое.
Не успели отгреметь песни Пресли, как в моду вошел твист. Во всем мире его танцевали открыто и свободно, но только в СССР это делалось на тайных вечеринках. На одном из полит.заседаний Хрущев, брызгая слюной на снятый снова ботинок, возмущался о том, что неприлично во время танца так вилять частями тела. И, конечно, стая псов-цензоров одобрительно кивала головой.
70-80 годы
Период правления Брежнева называется в народе “эпоха застоя”. Страна жила спокойно, мирно, на первый взгляд. Несмотря на железный занавес, западная музыка проникала в Советский Союз, но цензоры, как ни странно, достаточно терпимо к ней относились. На танцплощадках часто можно было услышать итальянскую эстраду или АВВА. Зарубежная эстрадная музыка не подвергалась тщательной проверке.
Чего нельзя сказать о рок-группах. Это зловещее, по мнению отечественной цензуры, явление не что иное, как музыка из Преисподней (помним, что в СССР был культ атеизма). Снова и снова в газетах, великие борцы за чистоту советской культуры с ужасом описывали внешний вид рок-музыкантов и их поведение на сцене, чем еще больше разжигали интерес советских граждан к столь новому и необычному для них стилю. Так, в ряды тех, кто разлагает моральные устои истинного коммуниста попали такие группы как Дипиш Мод, Скорпионз, Кисс, Роллинг Стоунз и многие другие.
Увы, запретам больше всего подвергались именно отечественные рок-исполнители и барды. Как известно, Булат Окуджава вынужден был замолчать на некоторое время из-за того, что в его песнях явно прослеживался скрытый смысл о гниющем политическом устрое страны. Владимир Высоцкий за его песни не раз был наказан властью. Преследования выпали на долю таких групп как “Машина времени” ( вспомним песню “Марионетки”), “Аквариум”, “Наутилиус”, “Кино” и т.д.
С приходом Сталина ко власти начался тотальный контроль над всеми видами искусства. Всем деятелям культуры был предоставлен жесткий выбор: идти в ногу с политикой партии или же, как история показала, лагеря, запреты, расстрелы. Казалось бы, музыка так далека от политики, но верховный идеолог прекрасно понимал влияние мелодии или песни на душу человека, а значит, это был еще один рычаг управления народом.