История такси в СССР. «Наши люди в булочную на такси не ездят»
В памяти современного поколения, служба такси в Советском Союзе осталась чем-то далеким и не особо знаковым явлением той эпохи. В СССР пользоваться таким видом транспорта для рядового гражданина было скорее исключением, нежели правилом. Высоким уровнем развития культуры использования такси могли похвалиться лишь крупные города и столицы республик, в то время как на периферии это была скорее дополнительная опция к общественному транспорту, использовавшаяся в чрезвычайных ситуациях.
В массовой культуре, память о работниках таксопарков сохранилась в анекдотах и советских фильмах. Чего только стоит образ таксиста в фильме “Бриллиантовая рука”, где была в аллегорической форме показана суть работников данной сферы. Положительные персонажи, помогающие в критических ситуациях главному герою, а также таксист-проходимец, являющийся собирательным образом негативных качеств обычных таксистов из жизни. Все это ярко показывало двойственность данной профессии и отношение советских людей к таксистам в целом.
Содержание
Появление таксометров
До широкого распространения в общественной жизни автомобилей, подобные услуги предоставляли извозчики, которые постоянно дежурили возле общественных мест, дожидаясь состоятельных клиентов.
Что-то похожее на службу такси впервые появилось в XVII веке в Лондоне, когда впервые кучера получили официальную лицензию от властей на извоз. В этом же веке подобные услуги начали предоставляться в Париже и Москве. В России повозки, правда, были меньше, чем в Европе, но и плата была в разы меньшей.
В конце XIX века, во Франции начали появляться первые экипажи на автомобильном транспорте, так называемые “фиакры”. Особой популярностью они не пользовались, так как не имели единого тарифа и были довольно дорогим удовольствием, использовавшимся разве что, как аттракцион.
Сам термин “такси” происходит от французского слова “таксиметр”, то есть счетчик. Сами же автомобили начали называть “таксомоторами”. Изобретение в 1891-ом году этого приспособления резко изменило спрос на услуги автомобильных перевозок по найму. В начале XX века, европейские фирмы все чаще начали оборудовать свои автомобили таксометрами. В 1907-ом году такие таксомоторы появились в Лондоне.
В Российской Империи услуга такси на гужевом транспорте пользовалась большим спросом, но недовольство клиентов вызывало разнообразие цен, зависящее от характера извозчика. Еще в 80-х годах XIX городские власти Москвы и Санкт-Петербурга начали рассматривать возможность внедрения единой таксы за проезд.
Сами таксисты с большим нежеланием устанавливали счетчики проезда, так как теперь это мешало скрывать часть прибыли от владельцев таксопарков. Обычно, водители использовали для своей выгоды неприятные ситуации клиента, заведомо завышая цену за проезд. Например, это могло касаться плохих погодных условий, ночное время суток, выезд в неблагоприятный район города. Теперь же, все тарифы были более-менее унифицированы, что достаточно удешевило стоимость проезда и сделало условия поездки прозрачными и понятными для клиента.
Столкнувшись с некоторым противодействием водителей, владельцы таксопарков начали закупать автомобили с уже встроенными таксометрами, которые к тому времени начала производить французская компания “Рено”.
Разнообразие автопарка
В царской России первое авто-такси появилось в 1906-ом году. Однако, случилось это не в самой России, а в далеком Туркестане. Для этих целей, один из местных коммерсантов привез в город Верном — столицу Семиречанской области, собранный в Москве автомобиль “Berliet”. В этом же году заработало первое такси и на улицах столицы империи.
Год спустя, один из автолюбителей также начал разъезжать по Москве, повесив на свою машину марки “Oldsmobile” табличку “Извозчик. Такса по соглашению”. В том же 1907-ом году, в Москве открылась “биржа”, то есть постоянная стоянка для такси. Именно от этой даты принято вести летоисчисление такси в России.
В 1909-ом году, в Санкт-Петербурге уже было открыто первое частное предприятие “Санкт-Петербургский Таксомотор”, которое закупило для этих целей автомобили Форд. В Москве в это время начало свою работу “Товарищество автомобильного передвижения”, имевшее четыре машины марок Фиат, Darracq и NAG. Год спустя, московский таксопарк расширился до сорока автомобилей, а к 1912-му году почти до 250-ти, что говорит о достаточно высокой популярности нового вида транспорта и большой рентабельности такого бизнеса в те времена.
С началом Первой Мировой войны, а также последовавшей за ней революцией, о такси как виде транспорта — забыли. Лишь в 1925-ом году, молодая страна Советов вернулась к идее, как тогда говорили: “комфортного транспорта, доступного рабочему человеку”.
В 30-х годах развитие такси пошло новыми темпами. Были закуплены автомобили “Форд”, а также налажено производство собственных машин, использовавшихся в таксопарках советских городов. Первой моделью стал ГАЗ-А, использовавшийся при этом всего несколько лет, но успевший увеличить советский таксопарк в несколько раз. Следующей, более удачной моделью стал М-1. Естественно, все эти машины были копиями западных автомобилей, однако с привнесёнными для русских дорог изменениями в виде укрепленных шасси.
Послевоенные годы
Еще до войны на улицах Москвы и Минска можно было увидеть настоящие “советские лимузины” — автомобили ЗиС-101. Это были премиальные машины общее количество которых не превышало 55-ти штук. Из-за плохой проходимости их не использовали в армии, и они послужили основой для восстановления таксопарков после войны.
С началом Великой Отечественной войны, службы такси по всей стране прекратили свою работу. Весь транспорт был изъят для нужд фронта. Лишь в 1945-ом году, советские власти начали задумываться о возвращении на дороги городов такси. К тому времени, не использовавшиеся на фронте автомобили ЗиС-101 были уже и морально, и технически устаревшими.
Ситуацию изменило появление на дорогах легендарной “Победы” производства Горьковского автозавода. Это была первая серийная марка автомобиля для такси, раскрашенная по единому стандарту. До этого были попытки внести общую систематизацию во внешний вид транспорта автопарков, но лишь с появлением “Победы” советские власти серьезно взялись за это дело.
Было принято решение раскрашивать автомобили двумя цветами: белый верх и серый низ, разделяемые полосой из шашечек. Именно с тех времен в советской культуре вид раскраски машины с использование шашечек стал непременно ассоциироваться с такси. Сделано это было, чтобы как-то выделить автомобили службы такси из общего потока транспорта, ведь “Победы” стали действительно народным автомобилем, и на дорогах того времени встречались повсеместно.
Действительно эпохальным автомобилем для советского таксопарка стал, появившейся в 1957-ом году, ГАЗ-21 “Волга”. Именно с этими автомобилями связаны воспоминания большинства советских людей о такси. Кроме того, данная модель, а также ее более модернизированные последовательницы оставили свой след в массовой культуре страны. Эти автомобили неоднократно были показаны в советских фильмах. Таких, например, как “Три Тополя на Плющихе”, “Берегись автомобиля” и “Бриллиантовая рука”.
Именно на “Волгах” было опробована единая окраска в светло-салатовый цвет (по примеру Нью-Йоркского такси, использовавшего единый желтый цвет еще с 20-х годов). Впервые на данной модели также была установлена система рядиосвязи с диспетчером. Салон этого автомобиля был намного просторней и комфортней, чем у “Победы”.
Феномен советского такси
Такси в СССР было явлением интересным, ведь являлось чем-то более близким к западной капиталистической культуре. Как гласит известная фраза из той же “Бриллиантовой руки”: “Наши люди в булочную на такси не ездят”. Это отражает двойственность самого феномена такси в жизни советских граждан. С одной стороны это замашки на некую роскошь и обособленность передвижения, а с другой, копеечные цены и привычные советскому человеку очереди, чтобы сесть в машину.
Советские таксисты, тоже стали некими мифологизированными персонажами. Профессия водителя такси в Советском Союзе считалась престижной и была высокооплачиваемой. Попасть на такую работу, в отличии от нашего времени, было очень сложно. Шофер должен был обладать отличными навыками вождения, прекрасно ориентироваться даже на незнакомой местности (GPS-навигаторов в то время уж точно не было), досконально технически знать свой автомобиль (с ремонтными службами в те годы было то же, что и с GPS-навигаторами). И кроме всего прочего уметь общаться с пассажирами.
Из-за всех этих требований, в народном сознании сформировался образ некоего универсального специалиста, причем еще и с учтивым поведением, что было редкостью для советской сферы услуг.
Все это сформировало неоднозначное отношение обычных граждан к таксистам и такси в целом. Однако, этот феномен навсегда остался в культурной памяти той эпохи, а само такси, перекочевало в нашу современную реальность, утратило тот шарм и некую загадочность советской эпохи.