Каким было высшее образование в СССР
Система высшего образования в Советском Союзе являла собой комплекс высших учебных заведений, которые выпускали профессионалов, молодых и перспективных личностей определенной направленности, полностью готовых к работе и труду. Популярностью пользовались следующие профессиональные направленности:
- политехническая;
- сельское хозяйство;
- преподавание;
- медицинская;
- юриспруденция;
- экономическая;
- искусство и культура.
Институты в большей мере готовили специалистов промышленного направления, а университеты занимались подготовкой и обучением работником теоретической, гуманитарной, творческой отраслей.
Научная и исследовательская деятельность поощрялась. Союзу нужны были новые кадры, которые бы смогли построить страну в соответствии с действующей идеологией. Поэтому правительство оснастило высшие учебные заведения помещениями для проведения различных лабораторных исследований и технических работ. На старших курсах все учащиеся должны были приобщиться к написанию научной работы, провести собственное исследование и задокументировать полученные результаты.
Содержание
Стипендия в СССР
Стипендия гарантировалась постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров. Данный указ был выдан 16 сентября 1930 года. Согласно ему стипендия выплачивалась в размере 45 рублей. На то время это была значительная сумма, ведь за обед в столовой нужно было заплатить всего 35 копеек. Повышенная стипендия колебалась в пределах 50 рублей, а именная — 100 рублей.
Начиная с 1 сентября 1943 года стипендии были значительно повышены. Теперь студенты самых престижных высших учебных заведений Союза получали стипендию в размере 250-300 рублей, в зависимости от курса. Все остальные студенты промышленных, сельскохозяйственных, медицинских и других специальностей получали меньшую стипендию, но ее вполне хватало на жизнь — 150-200 рублей. Рамки стипендии для студентов техникумов — 200-80 рублей, исходя из выбранной специальности.
Студенты ходили на подработку, проходили практику. Особенно легко и в радость было заработать летом: молодые люди пробовали свои силы в качестве вожатых и воспитателей оздоровительных лагерей для детей.
Этапы становления системы высшего образования в СССР
Впервые в мире заочная форма обучения начала активно практиковаться именно в СССР. Она оказалась достаточно эффективной при совмещении работы и учебы.
Начиная с 30 гг. ХХ столетия СССР нуждался в новых рабочих кадрах, в связи с введением в действие программы индустриализации. Металлургия, машиностроение, производственное строительство стали передовыми отраслями, которым в прошлом было отведено минимальное количество внимания. Поэтому правительство позаботилось об обеспечении университетов, институтов и техникумов квалифицированными работниками, которые бы смогли обучить и воспитать достойных специалистов.
По подсчетам за 70 гг. количество учащихся студентов превысило отметку в 5 миллионов человек. Разгар холодной войны требовал открытий и изобретений инновационных технологий. Советские люди осознавали необходимость представления собственных интересов на мировой арене и делали все возможное и невозможное, чтобы эти интересы отстоять.
Это не отменяло благих намерений СССР по отношению к другим, нуждающимся государствам. 5 февраля 1960 г. был открыт Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, предназначающийся для иностранных студентов, родина которых не могла обеспечить их качественным образованием.
«Бесплатное образование» в СССР
Постановление от 26 октября 1940 года вводит платное обучение в высших учебных заведения. За обучение в университетах Москвы и Ленинграда нужно было заплатить 400 рублей в год. За обучение в других городах — 300 рублей. Оплата была введена вследствие начала масштабного строительства объектов инфраструктуры Советского Союза. Предприятия и заводы, приносящие хороший доход благодаря введению в работу нового оборудования, требовали значительных трат отечественного бюджета.
Многие заграничные преподаватели признали, что система образования Советского Союза была наиболее продуманной и точной, в плане изложения информации и ее усвоения. Люди Союза, окончившие высшее учебное заведение, имели не только багаж знаний, но и опыт работы, полученный во время практики, позволяющий им свободно найти работу и сразу же начать продуктивно применять навыки и умения в деле.