Почему в СССР была мода на пышную красоту

Сегодня, в эпоху глобализации, модные тенденции более-менее едины для всего мира. Особенно подвержены их влиянию женщины, которые всегда хотят модно и красиво выглядеть, быть стильными. Уже несколько десятилетий подряд в России установилась мода на худых девушек.

Естественно, никакая мода не может повлиять на мужские вкусы, особенно в закрытых и консервативных обществах, которым некогда был и Советский Союз. Находясь под железным занавесом, в советском обществе мода шла своим путем развития

Это всегда касалась и женской фигуры. В разное время в мире популярностью пользовались девушки с пышными формами. Но в двадцатом веке, такие стандарты начали понемногу изменяться. Однако, это не коснулось Советского Союза. Большую часть времени своего существования, в нем царила мода на пышных женщин. Чем же было вызвано подобное явление?

Социальная ситуация и фигура

До двадцатого века, в европейских странах не было большого разделения в модных тенденциях между женской худобой и полнотой. Популярностью у мужчин пользовались женщины с разными фактурами тела. Худоба и бледность были извечными атрибутами аристократичности и утонченности, однако и женщины “в теле” не считались какими-то не модными. Наряды той эпохи способствовали этому, ведь широкие платья, длинные юбки и корсеты скрывали тело. Даже купальники особо не отличались удобством и были похожи больше на легкие платья.

Ситуация изменилась с приходом индустриальной эпохи и социальными изменениями. Набирали обороты гражданские движения за права женщин такие как суфражистские и феминистические. Переломным стал момент начала Первой мировой войны. Когда большинство работоспособного мужского населения европейских стран было мобилизовано, их рабочие места заняли женщины. Нужно было производить боеприпасы, продукты и многое другое для фронта. Женщинам пришлось заниматься тяжелым физическим трудом у станков, в шахтах, на производстве и тому подобное.

А вам нравятся полные женщины?
ДАНЕТ

Проблемы вызванные войной привели к тому, что тяжелый физический труд, а также часто отсутствие полноценного питания, сказались на физическом состоянии работниц. Модные тенденции подхватили царившую худобу, и начали использовать ее. К тому же, начала быстро меняться мода на одежду. Женские наряды лишились корсетов и стали более открытыми. Теперь одежда не скрывала фигуру, а подчеркивала ее.

В России тех лет, ситуация была похожей, однако Первая мировая и последовавшая за ней тяжелая гражданская война наложили очень тяжелый след на социальную и политическую ситуацию в стране. Голод, болезни и разруха привели к повсеместному физическому изнеможению населения. Ни о какой моде в те времена не могло быть и речи, ведь люди просто умирали от недоедания.

С приходом к власти большевиков, женщины были во многом уравнены в правах с мужчинами. Однако, следует понимать, что это не был жест доброй воли коммунистов на феминистические тенденции. Это была вынужденная мера. Мужского населения, очень поредевшего за годы войны, не хватало для работы. Женщины вынуждены были работать и на полях, и на заводах.

В новом советском обществе женщина всегда стояла рядом с мужчиной, как равноценные строители коммунизма. Стоить вспомнить тот же эталон советского реализма — памятник “Рабочий и колхозница”.

Если сравнивать ситуацию в странах Запада и Советской России первого десятилетия своего существования, то повсеместная худоба пришла и туда и туда в силу тяжелых  потрясений. В Европе и Америка последующая социальная активность женщин очень возрастала, что давало обороты моде на худобу. В России же женщины были худыми из-за голода и тяжелого физического труда, поэтому последующие тенденции в Советском Союзе привели к моде на, если так можно сказать, более “мужественных” женщин. Как в психологическом, так и физическом плане.

“Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”

Всем известные строки из стихотворения Николая Некрасова, написанные еще в 1863-м году хорошо характеризовали идеальную русскую женщину-героиню. Такая женщина обладала сильным характером и подчас богатырским здоровьем. Особенно актуальным подобный образ стал во время ударного строительства социалистического строя.

Некрасовская женщина была тем идеалом, который наравне с сильным мужчиной-передовиком, должны были стать примером для простого населения Советского Союза. Кроме ударников производства, обязательно вспоминали и ударниц. Примером может служить Прасковья Ангелина — первая женщина-тракторист в СССР, имя которой всегда стояло рядом с известным Алексеем Стахановым. Однако, растиражированный образ успешной, по тогдашним советским нормам, женщины, был в реальности примером печальной судьбы человека. Прасковья, из-за тяжелых условий труда и работы с токсичными материалами, скончалась от цирроза печени в возрасте 46-ти лет.

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в "Детский мир на Лубянке".
Когда время повального голода начало понемногу уходить из жизни простых граждан, все, что ассоциировалось с ним, в том числе худоба, начало считаться нездоровыми проявлениями. Если девушка имела стройную фигуру, ее скорее считали больной, и уж точно не эталоном красоты.

Сильные руки, широкие плечи и бедра, коренастая фигура — вот, что в советском обществе считалось идеалом женской фигуры. Здесь роль играла больше не эстетическая составляющая, а чисто прагматический подход. Такая жена выглядела здоровой, значит смогла бы дать здоровое потомство, а учитывая уровень детской смертности тех лет, это было очень важно. Кроме того, она могла работать наравне с мужчинами, занимаясь даже тяжелым физическим трудом. Пышногрудая доярка или полненькая колхозница — вот тип женщин, по которому изнемогали советские мужчины.

Такой образ культивировался и в искусстве. Соцреализм повсеместно изображал краснощеких полненьких улыбающихся женщин. Образ такой женщины не менялся от контекста картины, будь то работница колхоза со стогом сена, либо рабочая у станка, или же спортсменка. Естественно, все это культивировало в обществе подобные стандарты красоты.

В погоне за красотой

Несмотря на индустриализацию и тяжелые условия труда, советские женщины всегда хотели соответствовать стандартам красоты. Улучшение ситуации с обеспечением, позволило самым продвинутым модницам начать поглядывать на западные веяния. В 30-х годах, когда в Европу частично вернулась мода на пышную фигуру, советские женщины не чувствовали себя дискомфортно по поводу устоявшихся в СССР норм красоты. Однако, одну деталь они все же переняли, а именно моду на светлый цвет волос. Большей популярности такому стилю придала блондинка Любовь Орлова — очень популярная советская актриса тех лет.

Это явление, перекочевавшее из высших слоев общества, к простым женщинам, приобрело в Советском Союзе тех лет массовый характер. Не имея возможности приобрести краску для волос, как на Западе, советским модницам приходилось выкручиваться подручными средствами. И тут на выручку приходила перекись водорода. У советских мужчин даже появилась шутка: “Ничто не красит женщину лучше, чем перекись водорода».

В начале 40-х годов уже шла Вторая мировая война и ситуация в обществе стала крайне напряженной, а с началом Великой Отечественной, о какой-либо моде снова забыли. Страшные годы войны и последовавший за ней голод, вернули ту изнеможенную худобу, от которой столько лет пытались избавиться советские женщины.

В послевоенные годы, ситуация вновь повторилась. Стройные девушки считались больными или недоедавшими, поэтому образ пышной и сильной женщины вернулся с новой силой. В Европе в это время окончательно утвердилась мода на худеньких девушек. Если советская женщина должна была быть готова к новой войне, и чуть-ли не выносить раненых бойцов на своих сильных плечах, или работать в две смены на заводе, то на Западе закрепился устоявшийся образ женственной, стройной девушки.

Не удивительно, что в Европе и Америке советские женщины считались толстыми и безвкусно одетыми. Стоит сравнять памятник “Родины-Матери”, носивший собирательный образ советской женщины и Мэрилин Монро — тоже образ и идеал набирающей обороты популярной западной культуры.

Железный занавес тоже делал свое дело. Пока в СССР пропагандировалась простота и неприхотливость в женских нарядах, а также пышность фигуры, на Западе начинали работать целые дома моды. Красноречивым столкновением двух взглядов на моду стала встреча Никиты Хрущева и Джона Кеннеди в США, в 1959-ом году, которых сопровождали супруги. На фоне утонченной и стильной Джеки Кеннеди, располневшая и одетая в бесформенное цветастое платье Нина Хрущева выглядела очень контрастно.

Постепенно в Советском Союзе начинали меняться стереотипы, и в конце 60-х, начале 70-х годов все больше девушек хотели быть стройными. Такие девушки начали больше нравиться мужчинам, но повальной моды на худобу не наблюдалось, часто женщины по прежнему придерживались консервативных взглядов их матерей и бабушек.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
В 80-х годах ситуация изменилась. Со все большим проникновением западной культуры или даже взглядом на нее, молодые советские девушки начинали мечтать о стройной фигуре. В продаже появился журнал “Burda-Moden”, пропагандировавший новые стандарты красоты.

В 1988-ом году в Москве провели первый в СССР конкурс красоты, где использовались уже совсем другие подходы к оценке женской фигуры. Так в Советский Союз пришла мода на стройных и длинноногих девушек, которые стали полной противоположностью пышной и сильной советской женщины.

Рейтинг автора
Автор статьи
Зорькина Наталья
15 лет проработала управляющей кинотеатра. Уверена фильмов лучше чем советские больше не снимают
Написано статей
187
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector