Права и возможности человека в СССР
На протяжении всей истории человечества одним из явных стремлений было желание всеобщего равенства. К этому стремились во все времена самые прогрессивные люди в любом обществе. Даже выражение «Перед Богом – все равны» напоминало о печальном равенстве после смерти – богатые и бедные шли в могилу и предавались тлению. И если в этом случае всё было в руках Бога, то во время жизни представители бедных слоев и угнетаемых рас, женщины стремились к справедливости и равенству.
Первые звоночки прозвучали в середине XIX века, когда в таких ведущих странах мира, как США и Россия прошел процесс отмены рабства. Однако, до начала XX века существовали ограничения избирательного права для женщин. В более поздние времена в СССР также ограничивались права т. н. представителей эксплуататорских классов и «врагов народа».
Окончательный сдвиг произошел уже в послевоенные 50-е годы. После смерти Сталина понемногу стали восстанавливаться советские колхозники. В США также стали отменяться ограничения для представителей негроидной расы. Большую роль в этом сыграли Лига Наций и ООН. А основной вехой в этом направлении стала Всеобщая декларация прав человека.
Советский вариант прав человека
Сразу после Великой Октябрьской революции в новой России (СССР был образован только в 1922 году) были предприняты меры по искоренению и уничтожению дворянства – правящего класса царской России. После этого было провозглашено всеобщее равенство и союз рабочих и крестьян.
Однако, на деле все было совсем не так. Как и в любом человеческом обществе стали выделяться руководители, к числу которых были причислены революционеры, захватившие власть и сменившие Временное правительство, и комиссары в кожаных куртках, со временем выделившиеся в сословие сродни царскому дворянству.
По сути, бывшие рабочие, гораздо реже – колхозники, занимая ответственные посты в государстве и продвигаясь по партийной или государственной лестнице, превратились в новую элиту, которая возвысилась над советскими тружениками, оставив всеобщее равноправие обычным популистским лозунгом.
Однако, нельзя сказать, что все было так однозначно плохо и бесперспективно. Некоторые части прав советских граждан были реализованы в жизни и выгодно отличали нас от западных стран.
В частности, советская правовая система была построена так, чтобы защищать права простых трудящихся и были очень интересные случаи. Например, когда рядовой рабочий-коммунист попытался призвать зарвавшегося чиновника к ответственности по партийной линии. И ему это удалось! Но, это были, скорее, исключения из правил. Сформировавшийся в позднем советском обществе принцип «телефонного права» привел к круговой поруке, когда чиновники вертикальной лестницы прикрывали друг друга и добиться справедливости простому человеку стало почти невозможно.
В противоположность этому западная правовая система на первое место ставила права конкретного человека. Хотя, иногда это приводило к злоупотреблениям, когда эта лазейка истолковывалась в пользу «толстосумов», но, после многолетних доработок эта система показала свою неплохую практичность.
Как во время правления Сталина, так и в последующие времена (но, уже в меньшей степени) этот принцип неплохо работал, приведя к жесткому ущемлению прав десятков миллионов советских граждан. Ведь государство не может быть абстрактным понятием – за ним всегда стоят конкретные люди, находящиеся в это время у руля. И для них выдать личные стремления и желания за «дело государственной важности» — проще простого. Поэтому, ничего удивительного, что в СССР предусматривалось, что каждый гражданин должен быть готов пожертвовать личным интересами в угоду интересам государства (читай – его правителям).
Плюсы и минусы советского права
Такое отличие, которое было основано на том, что скоро будет построен коммунизм и все станет общим, привело и к положительным, и к отрицательным результатам.
Если говорить о плюсах, то это была реализованная на деле бесплатная медицина и образование. Причем, в данном случае, бесплатная не означало посредственная (как это часто происходило на Западе). Государство обеспечивало постоянное финансирование, что позволило иметь педагогов и медицинских работников очень высокого уровня. Советская пропаганда о заботе над каждым человеком, многими воспринималась за чистую монету. Это приводило к положительным последствиям – люди учили и лечили на совесть.
В то же время, как западная свобода никогда не препятствовала личному самовыражению своих граждан, то в советском обществе те, кто «шагает правой» всегда вызывали подозрение, неприязнь и непреодолимое желание исправить их во что бы то ни стало. Это привело и к нападкам на «стиляг», «хиппи» и представителей других молодежных субкультур. Даже манера одеваться, говорить и вести себя не так, как «советский человек» воспринималось как веяние запада, а человек как предатель родины (хорошо, хоть не враг народа).
Подобное же отношение проявлялось и к взрослым людям, которые в силу опыта или убеждений не восхищались советским устройством. Их называли диссидентами и преследовали в законном и не совсем законном порядке (применялось психологическое давление, травля и психиатрическое «перевоспитание»).
Де-юре обе советские Конституции гарантировали советским гражданам широкие права: всеобщее избирательное право, право на труд и отдых, финансовую поддержку со стороны государства пожилых и больных, а, также, свободу слова, совести, печати и собраний. Если остановиться на последнем, то все четыре вида свободы очень сильно ущемлялись и были доступны лишь в тех рамках, которые допускали находящиеся в тот момент у власти правители страны. Избирательное право с одним кандидатом тоже больше походило на фарс, а не на свободные выборы. Также сегодня лишь улыбку может вызвать советская гарантия неприкосновенности личности и тайны переписки (это-то, со всевидящим оком КГБ?!).
Также пенсии в стране появились не сразу, особенно по инвалидности. Они постепенно входили в советское общество, сначала в 30-е годы, затем в послевоенные, когда появилось много инвалидов войны.
Напротив, право на труд и отдых был гордостью советского общества. Здесь, практически, не было безработных. Государство было готово каждого гражданина обеспечить трудовым местом, отсутствовали такие понятия как сокращения и пособие по безработице. Правда, и оплата труда была пропорционально очень низкой в сравнении с западными странами, особенно, в сельском хозяйстве (а, с другой, стороны, и сейчас с оплатой мало что изменилось).
В плане отдыха было доступно множество пансионатов, баз отдыха и курортов. При этом, путевка от производства могла стоить всего десятую часть общей цены, а на месте никто не пытался наживаться на отдыхающих – цены везде были примерно одинаковыми (а спекуляция была уголовно наказуема).
То, что сейчас почти недоступно (особенно, в мегаполисах) для большинства иногородних, вынужденных десятилетиями снимать жилье или ютиться в общежитии, получали обычные советские граждане. Если к этому добавить копеечную коммунальную плату, то вряд ли найдешь того, кто не захотел бы в такой СССР.
Сюда же можно добавить бесплатное высшее образование, что было просто немыслимо в буржуазном западном обществе того времени. И право на пользование культурными достижениями. Сюда входило бесплатное посещение культурно-просветительных учреждений, музеев, библиотек, выставок и т. д.
А вот с правом вносить предложения и критиковать недостатки в работе было не так однозначно. Если критиковать «не того, и не так», то можно было нажить себе серьезных проблем и даже сесть за решетку за антисоветскую деятельность. Здесь как раз можно вспомнить о праве на судебную защиту. Оно часто зависело от места, времени и человеческого фактора.
О праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой в атеистическом обществе нечего было и говорить. Права верующих в разных местах и в разные времена ущемлялись с завидным постоянством, но, в разной степени (вспомним хотя бы воинствующих атеистов). И, если к православным (представители этой религии вступили в соглашение со Сталиным и принимали участие в ВОВ), отношение было более терпимое, то греко-католиков, которые для власти были олицетворением украинского национализма, притесняли по-полной. Также нелегко пришлось представителям религий протестантского толка и Свидетелям Иеговы (последних при Сталине организовано выслали в Сибирь). Как баптисты, пятидесятники, так и совсем малочисленные религиозные группы подвергались постоянному давлению и дискриминации по религиозному признаку (например, препятствовали в получении высшего образования и заниманию руководящих должностей).
Последним положительным моментом правовой системы СССР можно назвать защиту семьи. Она включала в себя развитие широкой сети дошкольных учреждений, службы быта и общепита. Также выплачивались пособия по родовспоможению и уходом за ребенком, многодетным семьям предоставлялись льготы.
Если подвести итог, то можно сказать, что в советском праве было очень много социально значимых моментов, которые защищали конкретного человека и поддерживали его в трудные времена. Но, были и такие, которые не давали «дышать свободно» и сломали судьбы миллионов советских людей.
Вывод: советская правовая система в полном объеме ни в коем случае не применима в демократическом обществе, но, поучиться здесь можно многому.
«Демократия», т.е. власть «демократов», установившаяся после уничтожения СССР, сломала судьбы значительно большего числа людей, но не защитила ни одного простого человека. И наступление на права людей только усиливается.