Правда и мифы о советском образовании
Все мы слышали утверждение о “лучшем в мире советском образовании”. Но соответствует ли оно действительности? Спустя десятилетия после распада СССР, система воспитания и подготовки специалистов, существовавшая в Советском Союзе, обросла множеством легенд. Глядя на уровень преподавания в сегодняшней школе и Вузах, особенно поколение воспитанное во времена “развитого социализма”, любит вспоминать о серьезности и системности подготовки во времена их обучения. Но действительно ли советское образование было настолько успешным? И если это так, почему не удалось его сохранить?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться в истории становления и развития советской педагогической системы. Ведь она отнюдь не была единой, и не имела одной и той же формы на протяжении всего своего существования.
Содержание
Революция в школе
В царской России система образования была достаточно развитой, но имела существенный недостаток — она была ограничена для определенных сословий. Сейчас, в современной России, критиками советской школы приводятся примеры успешности царской системы образования.
Образование не было повсеместным, оставался большой процент неграмотных людей, но те, кто действительно хотел учиться имел шансы получить хоть какое-то образование. Естественно, о продвижении по карьерной лестнице какого-нибудь рядового крестьянина речи не шло. Хорошим данное образование было для дворян и богатых граждан, которые могли себе позволить довольно большие затраты на обучение своих детей. В простых школах, процветало религиозное мракобесие и отсутствие нормального уровня преподавания.
С началом Первой мировой войны начал наблюдаться постепенный коллапс системы образования Российской империи. Ситуация усугубилась последовавшей Гражданской войной. Повсеместная разруха, голод, болезни и война, кроме того, что сократили население, также отразились на уровне грамотности.
Большевики, понимая важность пропаганды в образовании, с самого начала революции, уделяли этому вопросу большое внимание. В 1918-19 годах, своими декретами, советская власть полностью изменила систему преподавания. Частные школы были запрещены, обучение для всех слоев населения должно было стать бесплатным, школы больше не делились по гендерной принадлежности учащихся, и мальчики и девочки должны были учиться в общих смешанных классах, полностью исключалось использование церковных обрядов и преподавание религии, отменялась система физического наказания детей.
Ликбез, или стране требуются рабочие руки
В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.
Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.
Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.
Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.
В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.
Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.
Не такое уж и бесплатное образование
Одним из основных аргументов в пользу советской системы образования приводиться ее общедоступность. Но мало кто помнит, что с 30-х и по 60-е бесплатное обучение было довольно таки условным. По всем заявлениям и декретам, а также прямо в Конституции говорилось о полном бесплатном образовании для всех советских граждан, однако, как часто происходило в СССР, реальность отличалась от декларируемых заявлений.
В 30-х годах более 70-ти процентов населения страны проживало в сельской местности. И хоть с каждым годом расходы на образование увеличивались, их не хватало для полноценного функционирования образовательной системы. Если в городах ситуация была лучше, то в деревнях просто не было школ. И очень большие затраты на обучение ложись на самих крестьян.
За обучение крестьяне также платили и “самообложением”. Всем колхозом скидывались на строительство школы и дороги к ней, а также на ремонт помещения. Сами должны были оплачивать и школьные принадлежности своих детей, в том числе тетради и учебники. Зарплаты учителей в Советском Союзе всегда не отличались своим достатком, а в те времена, крестьянам иногда приходилось буквально помогать собственными продуктами местному учителю. Зарплату работникам образования ведь и задерживали довольно часто.
Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что подъем образования в сельской местности был вызван не столько государством, как самими крестьянами, которые более, чем активно помогали строить школы и обеспечивать их.
К 1940-му году, ситуация с количеством специалистов в разных сферах промышленности и хозяйства улучшилась. Советскому руководству нужны были в большинстве рабочие, а не специалисты. Власти боялись достаточно образованных людей. Это выливалось и в репрессиях интеллигенции и ограничении доступности высшего образования.
В Постановлении Правительства СССР от 26-го октября 1940-го года, официально устанавливалось платное обучение с восьмого по десятый класс средних школ, а также высших учебных заведениях. Благодаря этому постановлению, количество выпускников старших классов, училищ и вузов сократилось вдвое. У советских граждан часто не хватало денег на обучение своих детей. Эта норма была отменена только в 1956-ом году, уже после смерти Сталина.
Почему не первое в мире?
В наше время многие любят упоминать, что советская школа занимала первое место в мире в рейтинге качества образования, а если не первое, то одно из лидирующих. Конечно, никто и не знает о каких именно рейтингах идет речь, и что это все означает.
Советская школа обросла таким количеством мифов, что сейчас уже не так просто отделить реальность от идиллической картинки, которую очень часто выдают за ту самую реальность. Конечно, система образования в СССР имело много своих плюсов. Если не брать во внимание Сталинскую эпоху, обучение было бесплатным; очень сильно были развиты точные технические науки, биология, математика и другие; воспитывались и культивировались высокие моральные ценности; знания, которые приобретали ученики были энциклопедическими и многое другое.
Но почему же такая система образования не была распространена в мире? Почему она не пользовалась популярностью и советские специалисты, часто, были меньшей квалификации, чем западные? Ответ в самой системе.
Главной задачей советской школы было воспитание “советского” человека. Пропаганда начиналась уже с детсада, и при вступлении в школу приобретала тотальный характер. Гуманитарные науки были фактически уничтожены из-за обилия идеологизации предметов. Точные и естественные науки в меньшей степени были подвергнуты удушающим рамкам пропаганды, хотя стоит вспомнить, как в 50-х годах кибернетику признали в СССР лженаукой, и лишь быстрый технологический прогресс на западе принудил советское руководство поменять свое мнение.
Все эти факторы и рождали несостоятельность советского подхода к обучению, который рождал неконкурентоспособных специалистов в быстро меняющемся мире.