Свадебные обычаи и традиций в СССР

На момент свершения Красной революции, в Российской империи были установлены многовековые обряды касательно таинства брака. На протяжении долгих веков формировалась уникальная, славянская, культура вступления в брачные взаимоотношения, которая достигла своего “пика” в 17-ом веке.

А вы были на советской свадьбе?
ДАНЕТ

Сватанье и свадьба являли собой строго структурированные, поэтапные действия, в которых у каждого участника процесса была своя роль и свое место в данном мероприятии. Например, сватанье производили родственники жениха по мужской линии(отец, брат, дядя). Изредка, эту роль выполняла мать. За сам брак говорили обиняками, избегали прямых вопросов и ответов, так как считалось, что это может притянуть нечистую силу, которая, естественно, все испортить. Родители невесты, даже если и были рады предложению, для виду должны были сначала отказаться, чтобы набить себе цену.

Далее следовали “смотрины”, на которых родители невесты осматривали хозяйство жениха, оценивали его богатство, количество целой посуды(тогда это было важно), ухоженность и упитанность скота и так далее. Если было дано согласие, далее следовала помолвка и подготовка к свадьбе.

Церковь всегда стремилась играть значительную роль в таинстве брака, регламентируя и объясняя различные действия жениха, невесты, родителей женихов и так далее. Именно под влиянием церкви большого значения приобрело венчание, которое потом отмечалось с размахом и сопровождалось массовыми гуляниями

Советские свадьбы в начале существования СССР

С приходом к власти большевиков началось создание новой, “красной” советской традиции бракосочетания. Помпезность церковных обрядов заменялась простотой и отсутствием какого-либо изыска. Начала свое формирование система ЗАГСов, которые признавались едиными уполномоченными органами относительно принятия решения о вступлении в брак молодых(или не очень) людей.

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в "Детский мир на Лубянке".
Таким образом, красная власть хотела снизить влияние и авторитет церкви до минимума. Теперь, чтобы стать мужем и женой, необходимо было поставить свои подписи в официальных документах, утвержденных специальным органом власти, то есть тем же ЗАГСом. Если пара проходила венчание в церкви, но не составляла акт о браке, они не считались мужем и женой в глазах государства.

В 20-ые года были распространены многочисленные поговорки и пословицы, осуждающие старые, “буржуазные” привычки уже теперь советских людей, которые тянулись к традициям сватанья, смотрин, девичников с мальчишниками. В романах жанра “соцреализм” поднимались темы подобных вопросов, в них главные герои, стоящие на пороге свадьбы, яро осуждали помпезные традиции прошлого и так же яро выступали за новый, скажем так, формат свадеб — так званая “красная свадьба”.

Она отличалась минимализмом — роспись в ЗАГСе, небольшой фуршет, с присутствием близких с партийными коллегами — и все. Такой подход позволял брачующимся существенно экономить денежные средства, но не всем такая скромность и “серость” была по душе. Как бы это странно не могло прозвучать, но часто находились пары, которые проходили обряд венчания в церкви не по религиозным причинам, а лишь затем, чтобы пышно обставить свою свадьбу.

Потихоньку шло время, потихоньку менялись нравы. Руководство СССР на законодательном уровне закрепляло позиции ЗАГСа и уничтожало старые обычаи и обряды. Так, например, были запрещены свадебные кольца, которые раньше считались свидетельством чистых и искренних намерений жениха. И вообще, в определенный момент их просто-напросто требовали сдавать, подвергая даже пыткам! тех, кто изначально отказывался от сдачи драгоценностей. Тогда шла пора жесткого взыскания с населения серебра и золота, поэтому новый закон о запрете ношения колец был как нельзя кстати.

Новый виток в развитии советской свадебной традиции

Вообще, в 20-ых годах, на заре существования СССР моногамные браки считались скорее буржуазным излишеством, чем реальной необходимостью. Как бы это сейчас странно не звучало, на контрасте с вечным “В СССР секса нет”, но тогда царила эпоха свободных отношений. Приветствовалось сожительство вместе сразу нескольких пар, которые вместе делили быт, постель, своих партнеров.

Пропагандировались свободные отношения, приветствовалась сексуальная раскрепощенность и просветительство в половой сфере. Где-то ближе к середине 30-ых годов Сталин выбрал новую брачную политику. Теперь интимные добрачные отношения не поощрялись, а наоборот — осуждались. Новый толчок к своему развитию получили ЗАГСы, за которыми окончательно было закреплено право на регистрацию брака. Сделано все это было с упором на то, чтобы из семьи можно было сформировать базовую ячейку общества, на которую и возлагались основные функции советского человека как гражданина социалистического государства — вклад в процветание советского государства и развитие коммунизма по всему земному шару.

Постепенно происходила нормализация отношений между руководством СССР и церковью. В итоге это вылилось в принятие ряда нормативных актов и законов, которые окончательно закрепляли юридические основы брака, при этом смягчали отношение к церковным торжествам.

В конце эпохи правления Сталина свадьба перестает быть чисто формализованным событием, которым ее хотели сделать в начале существования СССР, и начинает потихоньку возвращаться к своим истокам, наполненным торжественностью и помпезностью. Об можно судить по череде фильмов начала 50-их годов, посвященных изображению громких, ярких и масштабных церемоний бракосочетания. Таким образом происходило слияние старых форм брака и новейших установок советской власти. ЗАГСы никто не отменял. Но теперь никто не выступал за то, что церемония должна быть скромной и чуть ли не серой. Граждане СССР вступали в новую для себя эпоху.

Советские свадьбы и свадебные традиции после смерти Сталина

Вскоре после смерти вождя народов, руководство СССР снова изменила “свадебный” курс. Сначала на уровне закона было разрешено оформлять браки с иностранцами. Если до этого Сталин противился бракам советских граждан с жителями зарубежья, усматривая в этом возможность для “загнивающего капиталистического Запада” проникнуть в страну будущего коммунизма, то теперь на это смотрели по-другому. Зарубежные граждане рассматривались как потенциальные агенты распространения “красной идеи” по миру. В общем, гуманизм рулит.

Также была реорганизованы ЗАГСы, которые постепенно становились более самостоятельными органами власти, занимая теперь отдельное здание, а не соседствуя с милицейским участком, находясь с ним под одной крышей. Им разграничили деятельность, ориентируясь на время суток — утром теперь в ЗАГСе выдавали свидетельство о смерти и разводе, а вечером регистрировала браки и выдавала документы о рождении.

Продолжалось сближение с церковью. Теперь свадебные торжества больше не рассматривались как пережиток былых времен, на них теперь не закрывали глаза. Все чаще начинали ходить разговоры о том, что пышное празднество, организованное для молодоженов, чуть ли не их священное право. “Вступающие в брак должны запомнить день, когда они расписались, как один из самых важных и счастливых дней в своей жизни. А различные пышные банкеты и торжества будут только способствовать этому!” — рассуждало руководство СССР. Был пересмотрен вопрос с обручальными кольцами. Теперь ношения знака отличия, свидетельствующем о том, что человек состоит в браке, также рассматривалось как право брачующихся заявить о своем семейном положении всему миру.

Как и всегда, все политические процессы и изменения в государстве нашли свое горячее отображение в творчестве и общественных институтах. В литературе начали мелькать рассуждения о том, что лучше — так званая “красная” свадьба, без лишней шумихи, тихая и спокойная, так сказать — комсомольская. Или же лучше такой день действительно должен навсегда запомниться молодоженам, и поэтому масштаб празднования должен быть соответствующим. В кинокартинах чаще начали демонстрировать именно такие свадебные церемонии — яркие, громкие, с кучей людей и самых разнообразных событий.

Также, впервые в СССР, начались издаваться периодические издания посвященные моде(тогда были времена “оттепели”, времена, когда появлялось многое, доселе невиданное на советских просторах), в которых были представлены также самые разнообразные фасоны свадебных платьев. Для Союза это стало новым витком в развитии свадебных традиций, когда можно было ориентироваться не на старину, а самому создавать тот формат свадьбы, который подходит молодоженам.

Если с празднованием свадьбы на селе все понятно — множество столов, собранных воедино, свежая природа, домашние огурцы и самогон, то с городом все обстояло иначе. Там отмечали свадьбы чаще всего в домашних условиях, по кафе и ресторанам никто, как сейчас, не ходил. Было их тогда совсем мало, по крайней мере, хороших, да и смотрели на это дико, не то что сейчас, когда такие празднования — уже обыденность.

Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина "Московский дом книги на Арбате", торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.

Наряды жениха и невесты редко отмечалось каким-то фасоном или стилем, и могли из себя представлять чуть ли не самую обыденную одежду, с горем пополам подобранную под такой праздник. Застолье тоже не было широким, но водка присутствовала обязательно. Что, в принципе, и было самым главным.

Резко поменялась ситуация с появлением так званых Дворцов бракосочетания. Их появление как раз и было направлено на то, что советским гражданам, проживающим в черте города, было где ярко отметить свадьбу, повеселиться и отдохнуть. Конечно же, отдых был культурным. По крайней мере, к этому призывали многочисленные плакаты, развешанные то тут, то там в таких Дворцах. Такие заведения постепенно и неуклонно появлялись во всех более-менее крупных городах необъятного государства. Был даже выпущен закон, суть которого состояла в том, чтобы на официальном уровне закрепить торжественность события.

Впрочем, тут все было не так уж и гладко. Для советской власти подобные шаги были попытками все-таки отвернуть своих граждан от старых церковно-обрядческих традиций и создать уже свою, социалистическую свадебную традицию. Постепенно все это начинало вырисовываться четче и четче. Чтобы сыграть свадьбу в Дворце бракосочетания, сначала нужно было получить специальное приглашение. Вырабатываются стандарты проведения самой церемонии, создается дресс-код для жениха, невесты, их родителей и гостей. Вырабатывается новый свадебный стереотип. Для закрепления нового курса был открыт салон для новобрачных, где молодожены могли купить все нужное для свадьбы. Там продавались не только свадебные костюмы и кольца, но и еще множество дефицитных товаров, которые необходимы для подготовки церемонии, но в свободном доступе их практически не было. Обратной стороной этой инициативы стало появление мошенников, представляющихся молодоженами, но на самом деле желающие только приобрести отсутствующие на рынке товары.

Свадебные традиции в поздние года существования СССР

В 70-ых годах популярность приобретало посещение монументов героя войны или памятника Ленина, начало входить в моду уже привычное сейчас украшение машины с молодоженами различными праздничными ленточками.

Брачующиеся перед церемонией также должны были, в качестве новой традиции, посадить молодое деревце, как символ новой жизни, в которую вступали жених и невеста. После самой свадьбы молодоженов отправляли в туристическую поездку по стране, в те населенные пункты, которые они сами и выбирали.

В 80-ых годах произошло небольшое возвращение к истокам, к давним народным обычаям. Теперь жениху и невесте снова подавали хлеб с солью на вышитом полотенце, пелись старинные свадебные песни. Не обошлось и без инноваций. Жениху и  невесте от имени советского государства вручали медаль “Совет да любовь”

Заключение

С самого начала основания СССР, руководство страны вело борьбу с пережитками старой эпохи. Одним из полей таких сражений стала свадьба как событие, и все, с нею связанное. Советское правительство последовательно держалась политики замены старых, церковных, обрядов и обычаев на новые, социалистические.

Свадьба теперь не воспринималась, как некое крайне важное событие в жизни молодоженов, которое и отмечать нужно соответствующе, предпочтение отдавалось простоте и скромности. Со временем, впрочем, внешне политика была изменена, но государство до самого конца своего существования боролась за то, чтобы создать новый тип свадьбы, свадьбы советского человека.

Неизвестно, получилось бы это у них или нет, что, впрочем, не так уж и важно. Ведь не так уж и важно, как празднуется свадьба. Гораздо важнее, как все сложится дальше. И тут уже все в первую очередь зависит от самих людей, а не от различных политических и государственных деятелей.

Рейтинг автора
Автор статьи
Зорькина Наталья
15 лет проработала управляющей кинотеатра. Уверена фильмов лучше чем советские больше не снимают
Написано статей
151
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector