Проект «Спираль» — Звездные войны, которые и не снились Лукасу

В 1961-ом году СССР стал первой страной в истории, которая вывела на космическую орбиту живого человека. Им стал всем известный Юрий Гагарин. Для главного идеологического противника Советского Союза — США, этот грандиозный для всего человечества успех стал настоящим плевком в лицо. Ненавистные “русские” опережали их теперь и в этом направлении. Ответом стала новая космическая программа.

СССР и США всегда соперничали за господство в космосе

Только тут акцент был не на спутниках и пилотируемых человеком кораблях, а на возможности атаковать возможного противника, находясь на расстоянии в сотни километров над ним. Натуральные “звездные войны”, как их тогда называли. Власти СССР тоже не сидели сложа руки. В 1964-ом году были разработаны чертежи и общая концепция нового воздушно-космического самолета, а год спустя его передали на разработку в конструкторское бюро под началом Артема Микояна.

А вы слышали ранее о таком проекте?
ДАНЕТ

Главным по техническим вопросам назначили Глеба Лозино-Лозинского, легенду советского космического кораблестроения. На реализацию программы давалось примерно 10-ть лет, возможно еще пару годков сверху на шлифовку. В 66-ом работа закипела по полной.

Этапы разработки

Сначала решили приняться не за создание самого боевого космолета, а за аппарат, который позволит подняться ему на высоту до тысячи километров. Им стал так званый корабль-разгонщик — огромная махина весом в полсотни тонн, и длиной практически в 40 метров. Максимальная скорость разгона — до шести Махов, что в переводе на человеческий язык составляет около семи с половиной тысяч километров в час! И с его спины уже должен был стартовать сам боевой ВКС, габаритами гораздо поскромнее. В длину он достигал чуть более 8-ми метров, а весил не более 10 тонн.

Современный самолет-разгонщик

Воздушно-космический самолет стали разрабатывать уже позже, около 1969-го года. Из-за затупленной треугольной формы фюзеляжа его в среде конструкторов-разработчиков прозвали “Лаптем”. В некоторых технических аспектах он опередил свое время не десятилетия! Например — теплозащита, позволявшая на более высоких скоростях заходит на посадку, чем американские аналоги. Подобную технологию массово начнут использовать в космической программе США “Space shuttle” только в 80-ых годах! Новый тип двигателя позволял активно маневрировать в условиях космоса, чем также не могли похвастаться оппоненты из Америки. Также корабль разрабатывали в нескольких вариациях, согласно запросам военных. Первая вариация создавалась для того, чтобы вести эффективную фоторазведку, намного превышая качеством съемки обычные самолеты.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Второй вариант нужен был для поражения наземных и надводных целей ракетой классом “космос-земля”. Нелишне заметить, что ракеты на таком космолете имела ядерный заряд. И последнюю вариацию, как можно догадаться, создавали для того, чтобы уничтожать воздушную технику противника.

Бесславный конец главы, но не истории

Со всеми этими задачами конструкторское бюро Микояна под предводительством Лозино-Лозинского справлялось на ура. Но, несмотря на это, в начале 70-ых программу свернули. Возможно, причиной стало то, что у противников-американцев разработка космического корабля, способного наносить удары с запредельной высоты не увенчалась успехом, и в скором времени ее закрыли.

Космический истребитель. Проект «Спираль»

Поэтому и надобность в советском аналоге отпала сама собой. Расформировали команду разработчиков, расформировали команду летчиков-космонавтов, которые должны были обкатать ВКС и посмотреть, каков он в действии. Финансирование решили пустить на реализацию более перспективных программ по освоению космоса. Именно это в итоге и спасло “Спираль”(а именно так официально называли проект) от полного забытья. Многие технические решения были перенесены бывшим главным конструктором Лозино-Лозинским в его новое детище — ответ американской программе “Space shuttle” по наименованию Буран. Но это уже совсем другая история.

Заключение

В 60-ых, начале 70-ых годов прошлого века весь мир напряженно следил теперь и за космической гонкой вооружений двух сверхдержав. В техническом плане, как показало время, вперед мог вырваться именно советский космический корабль. Но не вырвался. Не в силу неудачной конструкции или плохих технических решений. Нет, многие года плодотворной работы загубило равнодушие советских властей, заинтересованных только в том, чтобы утереть нос заокеанскому противнику. Что, впрочем, нисколько не умаляет гения всех причастных к данному проекту.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector