Все мы знаем, что Советский Союз, как и Соединенные Штаты в прошлом веке, когда СССР еще вел гонку вооружений, разрабатывали огромное количество оружия, техники, транспорта. Были не только серийные образцы, но и экспериментальные, которые были в единичных экземплярах. Некоторые проекты так и не стали реальностью, а жаль. Сегодня поговорим о необыкновенном танке с подводными крыльями. Странно звучит, не правда ли? Почитаем.
Проект 80 – секретность на все сто
Именно такое название получила модель экспериментального танка. В настоящее время осталось очень мало фотографий, или чертежей, на которых изображен этот танк. Так же мало есть людей, которые смогли бы рассказать о разработке. Но, все-же, некоторые данные сохранились и сейчас я вам расскажу о них.
По задумке конструкторов и ученых, такой танк должен был быть эффективным на суше, но он должен был еще и догонять корабли, а так же быстрые катера на воде. На этот танк должны были быть загружены не только десантники, но и значительное количество вооружения, чтобы была возможность вести бой как на суше, так и на море.
Осталась информация о первом руководителе проекта, им стал конструктор Павел Куралгаев. Он определил, какими качествами и характеристиками должна была управлять эта машина. На ее борт должен был грузиться танк, типа Т54, или Т-55. Машина должна была нормально двигаться по воде, даже когда на море бушует пятибальный шторм. Она должна была разгоняться до скорости 50 километров в час.
Изготовление и будущий проект
Еще в начале 1950-х годов начали делать чертежи для будущего проекта. Он должен был выглядеть как огромный понтон, на котором располагался танк, а в отсеках была бы пехота, или, в случае, если бой на воде – морской десант.
Когда началась реализация проекта, руководитель у него сменился, им стал Михаил Щукин. Отдельно разрабатывались крылья. Двигатель был достаточно мощным. М-50 имел мощность почти 1200 лошадиных сил. Знаменитый конструктор Ростислав Алексеев разрабатывал как крылья, так и усовершенствовал двигатель.
К большому понтону прикрепляли два катера, которые должны были перемещать всю конструкцию по воде. Чтобы машина поднималась над водой, ее оснастили гидроцилиндрами. С помощью винта и рулевой колонки управляющий мог регулировать глубину погружения и направление движения. Что касается крыльев, то когда машина опускалась на воду, крылья уходили под нее. Они не мешали прохождению плавательного средства по волнам, а наоборот, рассекали воду под корпусом.
Конструкция была достаточно мощной и автоматической. Весь процесс был полностью автоматизированный и быстрый. Например, чтобы танк выехал на сушу и отсоединился от понтона, нужно было только три минуты. Чтобы обратно полностью укомплектовать средство, нужно было примерно 40 минут.
Когда проводили в 1966 году испытания, то использовали только макет, а со временем, через год был сконструирован уже опытный образец. Проводили эти эксперименты в Севастополе и экипаж был составлен всего из двух человек, первым был моторист, а вторым – водитель.
Кроме того, водитель имел возможность управлять не только катером, но и танком. Сразу же после того, как плавательное средство спустили на воду, оно показало скорость, которая превысила ожидание конструкторов и составила аж 58 километров в час.
Но во время шторма начались первые сбои. Машина не могла преодолеть огромные волны, вода попадала в воздухозаборники и мотор просто глохнул. Именно это стало большой проблемой. Танк не мог точно стрелять в условиях непогоды. Были и другие проблемы, поэтому проект заморозили. Полностью в 1971 году все разработки были остановлены.