Андрей Туполев — самый умный авиаконструктор СССР

Ни одно имя в отечественной авиации не имеет такого значения как имя Андрея Николаевича Туполева. За свою жизнь он создал более сотни самолетов и установил более семидесяти мировых рекордов. Он многое сделал наперекор политике, людям, логике. Его называли «ледокол» не только из-за его характера.

Мечта взлететь в небо

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово в дворянской семье. Свое дворянское происхождение он тщательно скрывал на протяжении многих лет. Его отец был выходцем из сибирских казаков и работал нотариусом. Мать была из семьи судебного следователя. Андрей был шестым ребенком в семье, поэтому предоставленный сам себе часто мастерил игрушки. Еще в школе мальчишка стал продавать сделанные им деревянные кораблики, чтоб накопить на поездку по России.

Знаменитый конструктор

Андрей обучался в Тверской гимназии, где серьезно увлекся точными науками и техникой. В 1908 году Туполев успешно сдал экзамены и прошел сразу в два института, но в итоге выбрал Императорское Московское техническое училище. Во время обучения в училище его сердце покорила аэродинамика. Он даже вступил в специальный воздухоплавательный кружок, в котором проявил необычайные способности и в скором времени стал любимым учеником учителя.  На этом кружке он соорудил свой первый планер и сообщил, что совершит на нем полет над Лифортовским парком. Собралось множество народу, репортеры фотографы. Человек, что разгонял планер, побежал и Туполев взлетел. После этого небо запало в его душу на всю жизнь.

А вы видели самолеты Туполева в живую?
ДАНЕТ

В 1911 году Туполев прервал свою успешную учебу и начал участвовать в студенческих волнениях. Он раздавал анимационные листовки, за что был задержан и отправлен в свое родное село под просмотр полиции. Только в 1918 году перед началом Первой мировой войны он смог вернуться в Москву и продолжил свое обучение в училище.

Серьезная конструктивная деятельность Туполева берет начало с 1920-х годов. Его первым легким самолетом стал АНТ-1 смешанной конструкции. В 1924 году Андрей создал первый цельнометаллический самолет АНТ-2, который был сооружен из кольчугоалюминия. Чтоб получить необходимый материал, Туполев специально поехал в плавильню и лично руководил процессом плавки.  На тот момент, помимо самого Туполева, в конструировании самолета участвовало всего 12 человек.

Также под руководством Туполева был построен первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3. Именно на этом самолете на протяжении трех дней смогли облететь множество европейских столиц. Этот полет стал легендарным.

С моделью самолета в руках

В 1929 году благодаря работе Туполева была достигнута новая вершина. Самолет АНТ-4 без посадок смог пересечь Тихий океан и приземлился в Америке. Самолет смог пролететь 21242 км и стал отличным доказательством того, что осуществление беспосадочных перелетов возможно. Это повторно доказали долгие перелеты в 1937 году на АНТ-25.

Арест и работа в шараге

Не смотря на колоссальные успехи советской авиации, в 1937 году для Андрея Туполева наступили самые тяжелые времена. Он, как и многие ученые, был репрессирован и брошен в подвалы Лубянки, а потом переведен в камеру Бутырской тюрьмы. Он был обвинен по ложному показанию, доносу со стороны другого авиаконструктора. В то время многие конструкторы топили друг друга, выгораживая свои самолеты. Так Туполев оказался обвинен во всем, в чем только можно. По показаниям он вел шпионаж для многих европейских стран, внедрял американские технологии в самолетостроение и даже был причастен к крушению советской авиации в Испании. Приговором за такой несправедливый список грехов был только расстрел.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Но Туполев не отчаивался. Он решил потянуть время, надеясь что страшная судьба развеется. В начале на первом допросе он признал все обвинения против него, на следующем все полностью отверг. В это время он закидывал Сталина и Берию письмами, в которых доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег. Это сработало и вместо расстрела ученых направили работать в шараге ЦКБ-29 НКВД.

В шараге ученые стали заниматься тем же, чем и до ареста. Они проектировали перспективные самолеты. Шарага была не совсем тюрьмой. Здесь предоставлялся комфорт для жизни и работы ученых. Для арестантов было разработано строгое расписание дня, в которое включался завтрак, обед, ужин, рабочее и свободное время. Кормили ученых очень хорошо. После лагерей еда в шараге казалась пиршеством.

Открытие выставки «Туполев – человек и самолеты»

Как только Туполева перевели в ЦКБ-29 он сразу начал знакомство с другими авиаконструкторами арестантами. Через 2-3 дня куратор выбрал Туполева руководителем авиационного проекта. И тот сразу взял все дело в свои руки. Приближалась Вторая мировая война и воздушному флоту Советского Союза была необходима улучшенная и более мощная авиация.

Туполев всегда находил работу своим коллегам, постоянно подолгу думал и присматривался. Когда ученый что-то обдумывал или волновался, он мог ходить по кругу или строгать дерево перочинным ножом, таким образом оставаясь один на один со своими мыслями.

В 1939 году, когда война уже переступила порог, Туполев предложил спроектировать идеальный бомбардировщик для поражения морского флота. После усердных размышлений ученые пришли к выводу, что этот самолет должен летать на дальность не менее 5000 км, выполнять полет на высоте до 10000 км, тоесть иметь герметичные кабины, высокую энерговооруженность и быть четырехмоторным, а также он должен иметь возможность пикировать с большими скоростями.

Началась работа над новым самолетом, названным «ПБ» — пикирующий бомбардировщик. После того как авиаконструкторы подсчитали все проекты Туполева, этот нарекли и 57-м.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

В итоге после долгой усердной работы на свет появились 3 уникальных бомбардировщика, которые стали основой советской авиации во время Второй мировой.

В 1941 году Туполев вместе с 20 ближайшими помощниками был досрочно освобожден Сталином, но полностью он был реабилитирован лишь в 1955 году.

Туполев как личность

Туполев был простым человеком, всегда держался скромно. Он мог несколько лет ходить в одном костюме. Обожал охоту и рыбалку. Часто проводил время со своими внуками, вырезал им игрушки из дерева и строил маленькие планеры. Но все же сердце ученого всецело принадлежало работе.

Андрей Туполев с супругой Юлией ПАО «Туполев»

Во времена Хрущева и Брежнева в авиаконструкторе проснулись самые негативные качества. Он никого не боялся и никого не уважал. Часто разговаривал матом. Туполев начал топить других авиаконструкторов, даже своих учеников. Не раз поступали от него заявки о провальных проектах его коллег, которые в итоге себя оправдывали.

Последний реактивный самолет, разработанный Туполевым, в небо так и не взлетел, но в этом не было вины ученого. После себя Туполев оставил огромное наследие крылатых гигантов.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector