Андрей Туполев — самый умный авиаконструктор СССР
Ни одно имя в отечественной авиации не имеет такого значения как имя Андрея Николаевича Туполева. За свою жизнь он создал более сотни самолетов и установил более семидесяти мировых рекордов. Он многое сделал наперекор политике, людям, логике. Его называли «ледокол» не только из-за его характера.
Мечта взлететь в небо
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово в дворянской семье. Свое дворянское происхождение он тщательно скрывал на протяжении многих лет. Его отец был выходцем из сибирских казаков и работал нотариусом. Мать была из семьи судебного следователя. Андрей был шестым ребенком в семье, поэтому предоставленный сам себе часто мастерил игрушки. Еще в школе мальчишка стал продавать сделанные им деревянные кораблики, чтоб накопить на поездку по России.
Андрей обучался в Тверской гимназии, где серьезно увлекся точными науками и техникой. В 1908 году Туполев успешно сдал экзамены и прошел сразу в два института, но в итоге выбрал Императорское Московское техническое училище. Во время обучения в училище его сердце покорила аэродинамика. Он даже вступил в специальный воздухоплавательный кружок, в котором проявил необычайные способности и в скором времени стал любимым учеником учителя. На этом кружке он соорудил свой первый планер и сообщил, что совершит на нем полет над Лифортовским парком. Собралось множество народу, репортеры фотографы. Человек, что разгонял планер, побежал и Туполев взлетел. После этого небо запало в его душу на всю жизнь.
В 1911 году Туполев прервал свою успешную учебу и начал участвовать в студенческих волнениях. Он раздавал анимационные листовки, за что был задержан и отправлен в свое родное село под просмотр полиции. Только в 1918 году перед началом Первой мировой войны он смог вернуться в Москву и продолжил свое обучение в училище.
Серьезная конструктивная деятельность Туполева берет начало с 1920-х годов. Его первым легким самолетом стал АНТ-1 смешанной конструкции. В 1924 году Андрей создал первый цельнометаллический самолет АНТ-2, который был сооружен из кольчугоалюминия. Чтоб получить необходимый материал, Туполев специально поехал в плавильню и лично руководил процессом плавки. На тот момент, помимо самого Туполева, в конструировании самолета участвовало всего 12 человек.
Также под руководством Туполева был построен первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3. Именно на этом самолете на протяжении трех дней смогли облететь множество европейских столиц. Этот полет стал легендарным.
В 1929 году благодаря работе Туполева была достигнута новая вершина. Самолет АНТ-4 без посадок смог пересечь Тихий океан и приземлился в Америке. Самолет смог пролететь 21242 км и стал отличным доказательством того, что осуществление беспосадочных перелетов возможно. Это повторно доказали долгие перелеты в 1937 году на АНТ-25.
Арест и работа в шараге
Не смотря на колоссальные успехи советской авиации, в 1937 году для Андрея Туполева наступили самые тяжелые времена. Он, как и многие ученые, был репрессирован и брошен в подвалы Лубянки, а потом переведен в камеру Бутырской тюрьмы. Он был обвинен по ложному показанию, доносу со стороны другого авиаконструктора. В то время многие конструкторы топили друг друга, выгораживая свои самолеты. Так Туполев оказался обвинен во всем, в чем только можно. По показаниям он вел шпионаж для многих европейских стран, внедрял американские технологии в самолетостроение и даже был причастен к крушению советской авиации в Испании. Приговором за такой несправедливый список грехов был только расстрел.
В шараге ученые стали заниматься тем же, чем и до ареста. Они проектировали перспективные самолеты. Шарага была не совсем тюрьмой. Здесь предоставлялся комфорт для жизни и работы ученых. Для арестантов было разработано строгое расписание дня, в которое включался завтрак, обед, ужин, рабочее и свободное время. Кормили ученых очень хорошо. После лагерей еда в шараге казалась пиршеством.
Как только Туполева перевели в ЦКБ-29 он сразу начал знакомство с другими авиаконструкторами арестантами. Через 2-3 дня куратор выбрал Туполева руководителем авиационного проекта. И тот сразу взял все дело в свои руки. Приближалась Вторая мировая война и воздушному флоту Советского Союза была необходима улучшенная и более мощная авиация.
Туполев всегда находил работу своим коллегам, постоянно подолгу думал и присматривался. Когда ученый что-то обдумывал или волновался, он мог ходить по кругу или строгать дерево перочинным ножом, таким образом оставаясь один на один со своими мыслями.
В 1939 году, когда война уже переступила порог, Туполев предложил спроектировать идеальный бомбардировщик для поражения морского флота. После усердных размышлений ученые пришли к выводу, что этот самолет должен летать на дальность не менее 5000 км, выполнять полет на высоте до 10000 км, тоесть иметь герметичные кабины, высокую энерговооруженность и быть четырехмоторным, а также он должен иметь возможность пикировать с большими скоростями.
Началась работа над новым самолетом, названным «ПБ» — пикирующий бомбардировщик. После того как авиаконструкторы подсчитали все проекты Туполева, этот нарекли и 57-м.
В итоге после долгой усердной работы на свет появились 3 уникальных бомбардировщика, которые стали основой советской авиации во время Второй мировой.
В 1941 году Туполев вместе с 20 ближайшими помощниками был досрочно освобожден Сталином, но полностью он был реабилитирован лишь в 1955 году.
Туполев как личность
Туполев был простым человеком, всегда держался скромно. Он мог несколько лет ходить в одном костюме. Обожал охоту и рыбалку. Часто проводил время со своими внуками, вырезал им игрушки из дерева и строил маленькие планеры. Но все же сердце ученого всецело принадлежало работе.
Во времена Хрущева и Брежнева в авиаконструкторе проснулись самые негативные качества. Он никого не боялся и никого не уважал. Часто разговаривал матом. Туполев начал топить других авиаконструкторов, даже своих учеников. Не раз поступали от него заявки о провальных проектах его коллег, которые в итоге себя оправдывали.
Последний реактивный самолет, разработанный Туполевым, в небо так и не взлетел, но в этом не было вины ученого. После себя Туполев оставил огромное наследие крылатых гигантов.