Игорь Курчатов — отец атомной и водородной бомбы

Игорь Васильевич Курчатов, великий физик-ядерщик, стал отцом атомной отрасли в физике. Под его руководством возникла не только первая советская атомная бомба и первая водородная бомба, но и первая в мире атомная электростанция.

Тяжелый путь к науке

Игорь Васильевич Курчатов был рожден 1903 года в городе Сим в семье лесника. Мать после замужества ушла целиком в семью и стала домохозяйкой. После 1908 года отца перевели в землеустроительную комиссию Симбирска, куда семья и переехала жить. Курчатовы жили бедно, поэтому мальчику пришлось поступать в две школы на дневную и вечернюю смену, чтоб попутно выучиться на слесаря и подрабатывать.

Курчатов в молодости

Некоторое время Игорь работал на заводе. И несмотря на все это, Курчатов получал только самые высокие оценки. После успешного окончания гимназии в 1920 году будущий ученый поступил в Таврический университет, выбрав физику специальностью своей жизни. Спустя три года он с блистательными оценками окончил университет, подрабатывал на железной дороге.

В 1925 году, оценив способности Курчатова, профессор Иофе пригласил молодого человека для работы в лаборатории Ленинградского физико-технического института. На Игоря возлагались большие надежды, и он со всей уверенностью их оправдал.

Именно в этом институте началось соперничество Курчатова с молодым блистательным ученым – Капицей. Они оба в скором времени стали ведущими учеными, после чего Иофе предложил двум физикам стажировку в Англии. Капица долго не раздумывая согласился, а вот Курчатов отказался, объяснив, что не может бросить уже начаты проекты.

И. В. Курчатов и П. Л. Капица 4 февраля 1960 года

Его отказ от поездки не был ошибкой. Работая над одним из проектов Курчатов сделал восхитительное открытие. Обнаружив аномалию в поведении диэлектриков в сильных электрических полях, ученый вывел сегнетоэлектричество. Еще некоторое время Курчатов работал над диэлектриками и полупроводниками, но позже увлекся изучением атомного ядра и посвятил этому всю жизнь. Он открыл новое направление под названием ядерная физика.

Атомные проекты

Курчатов был удивительным ученым. Сочетая в себе великий ум, он всегда был жизнерадостный и веселый. Когда Игорь Васильевич был доволен, он всегда поглаживал свою длинную бороду, за что его коллеги шутливо прозвали его «Борода». Курчатов всегда был внимателен и требователен. Для него не существовало мелочей. Каждое дело, которым он был занят, было крайне важным. Он мог весь день копаться в лаборатории, разбираясь с экспериментами и расчетами, но за считанные минуты мог оказаться в другом конце города, решая особой важности дела. Многие ученые обращались к Курчатову за помощью и он с радостью ее оказывал. Он был по истине обаятельным человеком.

Курчатов во всем был первый

В 1932 году Курчатов создал первый в Европе циклотрон – электромагнитное устройство для ускорения заряженных частиц. А в 1943 году физика назначили исследовать свойства урана. И Курчатов с большим энтузиастом и усердием взялся за работу. Он неоднократно писал письма властям с предложениями по улучшению ядерной лаборатории.

Как вы оцениваете создание «Царь-бомбы»?
ПоложительноОтрицательно

В 1945 году стало известно, что в Соединенных Штатах изобрели первую в мире атомную бомбу. Сталин постановил, что Советскому Союзу также необходимо ядерное оружие для уравновешивания сил. Курчатов был выбран научным руководителем проекта. Следил за выполнением проекта Берия.

Когда советские разведчики сумели похитить чертежи «Толстяка» — американской атомной бомбы, Берия выдвинул распоряжение просто ее скопировать. Курчатов был сильно возмущен таким требованием, нарекая, что власть не волнует достоинство ученых. Именно из-за разногласий с Берией из атомного проекта ушел Капица, но Курчатов решил остаться до конца.

Хоть первая советская атомная бомба и была построена по американским чертежам, но она была реализована в рекордные сроки. За счет тяжелой работы заключенных, которых Берия привлек к делу, лаборатория разрасталась на глазах. Угрожающие методы руководства Берии были широко известны всем. Он запугивал далеко не пустыми угрозами и имел при себе список с назначенными для всех сотрудников наказаниями, если проект окажется провальным. Так за этим списком в случае неудачи Игоря Курчатова и Юрия Харитонова, главного инженера бомбы, ожидал неизбежный расстрел. Сам Курчатов был абсолютно не таким как Берия. Коллектив его уважал и прислушивался к каждому его слову и идее. Он никогда не угрожал, не устраивал разносов, но все знали что нужно хоть выбиться из сил, но сдать все в срок. Курчатов был добродушным, обаятельным и в то же время влиятельным человеком.

Лаврентий Берия

Всю ответственность Курчатов в основном брал на себя и на свой отдел. Он неоднократно говорил Берии, что атомная бомба разрабатывается на основе квантовой физики и теории вероятности, так что если надо кого-то расстрелять, то в первую очередь их отдел. В 1949 году, когда первая советская атомная бомба была построена и прошла успешное испытание на полигоне, Лаврентий Берия лично поблагодарил бородатого ученого. Курчатов был награжден премией, ему выделили автомобиль, загородный дом и присвоили почетное звание. Также Курчатову и его семье разрешались бесплатно пользоваться любым видом транспорта. В 1951 году прошла успешное испытание атомная бомба собственной разработки Курчатова. В основном ее заряд состоял из плутония. Она вышла в два раза легче и в два раза мощней американской.

В 1948 году началось проектирование водородной бомбы, основываясь на идеи и наработки Сахарова. Руководство проектом взял на себя Курчатов. Водородная бомба вышла в 20 раз мощнее атомной. После испытательного взрыва, образовавшаяся волна 7 раз обогнула земной шар и могла нанести катастрофические разрушения. Она стала первой в мире водородной бомбой.

Также коллектив Курчатова создал знаменитую «Царь-бомбу» невероятной разрушительной мощи, испытание которой состоялось в 1961 году. Физик-ядерщик развивал идею создания атомной электростанции и в 1949 году начал работу над реакторами для атомной станции. В случае каких либо неудач, Курчатов лично приходил разбираться с проблемой. Так, когда алюминиевые каналы стали корродировать, и пришлось разгружать реактор, Курчатов сам сел проверять и сортировать блочки, чтоб запустить их по новой. В реактивном зале была установлена сигнализация и лампочки со световым сигналом, которые срабатывали в случае превышения нормы радиации, но из-за того, что уровень радиации всегда был высоким, их отключили.

Царь-бомба

И тут неожиданно они заработали. Когда помещение осмотрели через специальную камеру, установили, что блочки, которые сортировал Курчатов, были мощно облучены. Доведи ученый свою работу до конца, его б ждала неминуемая смерть. Но, к счастью, все обошлось. В 1954 году в городе Обинск была успешно запущена первая в мире атомная электростанция.

Последний поклон ученого

За свой великий вклад в науку Игорь Васильевич Курчатов был трижды признан Героем Социалистического Труда, пять раз награжден орденом Ленина и четыре раза – Сталинской премией. Имел множество и других наград.

После создания смертоносного оружия Курчатов выступал за мирное использование атома и призывал весь мир к ядерному разоружению.

Последние годы своей жизни ученый посвятил управлению термоядерной реакцией.

Марка с изображением ученого

Смерть настигла великого физика-ядерщика весьма неожиданно. В феврале 1960 года Курчатов приехал к своему давнему другу Юлию Харитону, и они присели на лавочку поговорить. Вдруг в разговоре возникла длинная пауза, а когда Харитон посмотрел на своего приятеля, тот уже был мертв. Внезапно остановилось сердце из-за оторвавшегося тромба.

Для всех это оказалось большим ударом. Друзья и коллеги знали, что Курчатов тяжело болен. Но было трудно поверить, что столь жизнерадостный человек уйдет из жизни столь рано. Он мог еще столько сделать для страны и для науки. Но работа с радиоактивными веществами оказала свое непоправимое действие.