Сергей Королев. Человек, создавший космическую отрасль СССР и прошедший горнило репрессий.

Родилась будущая легенда СССР, да и всего мира, в украинском городе Житомир, в начале 20-го века. С датой его рождения есть небольшая путаница — в те времена Российская империя жила по юлианскому календарю, в то время как остальной мир — по григорианскому. И вот, если в документе о рождении, выданном на руки его родителям, стояла дата 30-ое декабря 1906-го года, то в советском паспорте стояла другая — 12-ое января 1907-го.

Королев и Гагарин

Отец Сергея был учителем, мать — купеческой дочерью. Когда маленькому Королеву было 3-и года, семья раскололась — Королев-старший ушел к другой, а его сына отправили к бабушке и дедушке по материнской линии, в город Нежин. Учебу начал в Киеве, потом переехал в Одессу, к матери. Там, в 1917-ом году, он поступил в первый класс гимназии, но со сменой власти заведение закрыли. Продолжил учебу дома. Уже в малые года проявлял интерес к авиационнике, интересовался устройством новомодных тогда самолетов. В 21-ом познакомился с летчиками, состоявшими в гидроотряде Одессы, начал деятельную участь в сфере авиации. Уже в 16-ть лет читал лекции по ликвидации безграмотности, развенчивая мифы и стереотипы об устройстве воздухоплавательных машин.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
А в 17-ть защищал проект собственного самолета К-5, который официально одобрили и рекомендовали к постройке. В 24-ом поступил в Киевский политехнический институт. Показав себя крайне способным студентом, через два года переводится в МВТУ им. Э.М. Баумана.

Молодость. Дотюремный период

Во время обучение в МВТУ получает звание “пилота-парителя”, а время спустя защищает свою дипломную работу, в котором предлагает проект самолета, способного летать на рекордные расстояния, — СК-4. По его чертежам также были выпущены планеры “Красная звезда” и “Коктебель”. Они получили весьма лестные отзывы специалистов, таким образом зарекомендовавших Королева как отличного авиаконструктора. Но в 1930-ом году происходит знаменательная встреча Сергея с пионером советской космонавтики Циолковским. Именно тогда он и заинтересовался возможностью вывода человека в верхние слоя стратосферы с помощью реактивных двигателей.

В 31-ом году вместе с группой единомышленников добивается создания ГИРД — группа изучения реактивного движения. К 36-оу году удается создать и довести до испытаний два прототипа крылатых ракет — зенитную и дальнобойного действия. За два последующих года Королеву и его команде удается создать проекты баллистических дальнобойных ракет, авиационных моделей, способных поражать наземные и воздушные цели, а также реализовано программу ракетных снарядов для зениток.

Тюрьма

В конце июня 38-го года Королева арестовали вместе с другими работниками ГИРДа. Официальное обвинение — вредительство, участие в троцкистском антигосударственном заговоре. При допросе, по словам самого Королева, подвергался психологическому и физическому насилию. Есть версия, что тогда ему сломали верхнюю и нижнюю челюсти, что спустя много год привело к трагическим последствиям. Шел на расстрел, но суд заменил приговор на 10-ть лет исправительно-трудовых лагерей. Прошел через Бутырку и Новочеркасскую тюрьму.

Попал на золотые прииски в Мальдяк, где, скорее всего, и погиб бы, если не пересмотр дела. Большую роль в этом сыграла его мать, которая заваливала письмами о пересмотре дела соответствующие инстанции. В итоге, срок сократили до 8-ми лет, а самого Королева направили в спецтюрьму, где вместе с другим заключенным, легендарным авиаконструктором, Туполевым работал над созданием новых бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Там он разработал проект нового самолета-перехватчика, работавшего на реактивной тяге. Заинтересовавшись наработками в этой области, высшее начальство перевело его в тюрьму при Казанском авиазаводе, где он продолжил развивать свои идеи. В июле 44-го его освободили из-под тюремного заключения личным распоряжениям Сталина. Но реабилитации не дали. Ее он получил по собственному ходатайству в 57-ом.

Создание первого спутника и полет в космос Гагарина

С 1946-го по 1956-ой год занимался разработкой баллистических ракет, которые могли достигать целей на расстоянии от 3000 до 12000 км, а также несли в себе ядерный заряд.

Вы считаете Королева отцом космонавтики?
ДАНЕТ

На основе этих ракет Королев и его соратники хотели вывести в космос первый в истории человечества искусственный спутник. С этой идеей они обратились к высшему руководству страны и получили одобрение. В итоге, после нескольких лет трудоемких работ, 4-го октября 1957-го года проект был реализован. Он имел ошеломительный успех как в СССР, так и во всем мире, каждое влиятельное периодическое издание разместило у себя на обложке фото, посвященное этому событию. Авторитет СССР в мире взлетел до небывалых высот.

Но Королев не собирался останавливаться на достигнутом. В космос запустили еще серию спутников, несколько аппаратов совершили полет к Луне. А 12-го апреля 61-го года Королев окончательно утвердился в статусе ученого-легенды. На спроектированным его конструкторском бюро космолете “Восток-1”, Юрий Гагарин стал первым человеком в истории Земли, который вышел в открытый космос.

Личная жизнь

Был женат дважды. От первого брака, в котором состоял с Ксенией Винценти, имеет одну дочь — Наталью, 1935-го года рождения. Со второй женой, Ниной, познакомился на работе, в уже послевоенное время. Ушел от Ксении, отношения с которой уже трещали по швам, к понимающей и поддерживающей его молодой переводчице, трудившейся в его бюро. С ней прожили вместе вплоть до смерти Королева.

Смерть

В январе 66-го года ученого положили на плановую операцию по удалению полипов из кишечника. Во время процедуры была обнаружена злокачественная опухоль — саркома. При попытке ее вырезать возникли осложнения, возникла необходимость интубации через гортань. И тут возникла проблема — рот Королева не раскрывался достаточно широко, чтобы ввести в него медицинский аппарат.

Мнение эксперта
Олег Белозеров
Проработал на заводе "ЮЖМАШ" 35 лет. Разрабатывал ракеты для полета в космос.
Вполне возможно, что это было наследием проведенного времени в застенках НКВД и сопутствующим пытках. Вот так, прямо на столе, не стало великого инженера, конструктора и ученого, которого можно считать отцом современной космонавтики.

Заключение

Сергей Королев — выдающийся человек своей эпохи. Рано проявив интерес к авиации, он всю жизнь, шаг за шагом, шел к своему главному достижению в жизни — запуск в космос первого человека. Для этого ему пришлось пройти через множество испытаний, самое суровое из которых — заключение и ссылка, где он чуть не погиб.

Приятно осознавать, что сейчас его имя не забыто, и до сих снимают фильмы, документальные и художественные, посвященные его жизни, а также увековечивают образ этого великого человека в памятниках и барельефах.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
85
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.