Маяковский — один из самых известных нудистов СССР
Нудизм – это прежде всего о комфорте и единении с окружающей средой. Одежда воспринимается адептами этого движения как нечто сковывающее и лишнее, мешающее человечку почувствовать первозданную наготу своего бытия, ведь все мы пришли в этот мир голыми.
За нудизмом часто скрывается не только желание чувствовать себя удобно (для кого-то это – повседневная одежда, для кого-то – ее отсутствие), но и некая философия. В обществе существует какой-то абстрактный образ нудистских пляжей, на которых люди вовсе не стремятся прикрыть «срамоту». Безусловно, такие пляжи существуют, и в XXI веке это не находит осуждения. Однако интересен вопрос о том, как обстояло дело с нудизмом в Советском Союзе? Все знают, что «слова на букву С» там не было, но было ли там место для нагого тела? Возможно ли, что кто-то из известных личностей СССР сам был нудистом?
Ответ прост – да, был. Можно сказать, что ответ в какой-то степени ожидаем. Не тая интригу, раскроем, что это был великий футурист и поэт пролетариата Владимир Маяковский. В культуре остался другой символ его одежды – желтая рубаха, которую мать ему пошила из штор. В ней Маяковский появлялся на чтениях даже тогда, когда ему запрещали ее надевать. Однако не всем известно, что у него имелись более экстравагантные предпочтения в одежде, точнее, в ее отсутствии. И прежде, чем махнуть рукой, и сказать, что это очередная причуда эксцентричного поэта, следует все же узнать больше о его стилистических предпочтениях.
Начнем с того, что на заре Советского Союза в обществе бурлили различные прогрессивные для того времени идеи. Это и не мудрено – кругом революция и авангард. Традиционализм царского наследия воспринимался как пережиток прошлого. А что наиболее ярко можно противопоставить традиционному сдержанному вкусу, стыду, превознесению института брака – всему, что ассоциировалось с буржуазией? Конечно же ничем не прикрытое голое человеческое тело. Тело, готовое работать, полное сил для того, чтобы строить новую страну – действительно, нет никаких причин, чтобы его стесняться. В 20-е годы существовало движение «Долой стыд!», участники которого часто устраивали парады и шествия, одетые только в ленточки с лозунгами. И среди них нередко был замечен сам Владимир Маяковский. Нудистский пляж существовал недалеко от Кремля, и Маяковский с Лилией Брик и ее мужем Осипом Бриком были там частыми отдыхающими. Однако нудизм Маяковского выходил далеко за пределы специально отведенного пляжа.
В своих воспоминаниях сам Михаил Булгаков описывал, как однажды ехал в трамвае, в который на одной из остановок зашел Маяковский со своими единомышленниками. Все они были одеты лишь в красные набедренные повязки с лозунгами их движения. Правда, кондуктор их быстро выставила из трамвая, но данные эпизод стал ярким воспоминанием для Михаила Афанасьевича.
Поэт, идеолог пролетариата легко стал и идеологом движения «Долой стыд!». Для Владимира Маяковского идея нудизма вполне естественно вписывалась в футуризм и в воспевание рабочего класса. Голое тело – как деконструкция сложившихся моральных устоев, голое тело – как символ жизни, силы и будущего, которого не стоит стесняться, к которому стоит стремиться.
Поэтому, конечно, поэт очень расстроился, когда Партия обратила на нудистское движение внимание и запретила его. Если внимательно вчитываться в лирику Маяковского, можно найти там ностальгию о днях, прошедших в движении «Долой стыд!»:
«Лысый фонарь
сладострастно снимает
с улицы
черный чулок».