История развития торговой сети СССР «Океан»

Чтобы привлечь покупателей, продавцы зачастую прибегают ко всевозможным уловкам, особенно если товар не ходовой. В советской торговле также активно применяли различные способы для увеличения торгового оборота. Полезные подсказки нашли у своих зарубежных коллег.

Советская власть и употребление рыбы

Считается, что 1913 год является своего рода эталоном развития для нашей страны – долгое время именно с ним сравнивали показатели развития экономики.

А вы были в этой сети?
ДАНЕТ

При сравнении уровня потребления рыбы и морепродуктов в СССР в период 60-70-х годов может показаться, что советские люди охотно употребляли дары моря: если в 1913 году в среднестатический русский человек съедал около 7 кг рыбы в год, то в 1975 году ее количество превышало 17 кг в год. Но – все познается в сравнении: до революции в рационе населения присутствовало значительно больше мяса, чем в советское время. Восполнить недостаток мясных изделий правительство СССР предполагало рыбой и другой рыбной продукцией.

«Рыбный день»

Активным инициатором увеличения потребления рыбы был Нарком продовольствия Анастас Микоян – именно он в 1937 году предложил ввести «рыбный день» в советских предприятиях общепита. К сожалению, его начинания не получили хорошего отклика – люди очень неохотно употребляли в пищу рыбопродукты.

К этой идее вернулись в 1976 году: постановлением правительства от 26 октября по всей территории СССР вводился один день (четверг), когда повсеместно мясные продукты заменялись рыбными – так потребителей стимулировали приобретать больше продуктов из рыбы.

Население без энтузиазма встретило подобное нововведение, но делать было нечего – рыбы стали есть больше обычного. Несмотря на новшества, люди предпочитали есть мясо лососевых и осетровых рыб; хек и минтай покупали крайне неохотно.

Новый метод торговли

К 1975 году (благодаря значительным государственным финансовым инвестициям) среднегодовой вылов рыбы уже приблизился к 10,5 млн. тонн. Выловленную рыбу требовалось быстро реализовывать, как скоропортящийся товар. Чтобы приучить население больше готовить рыбных блюд, переняли испанский опыт реализации рыбы, который предложил для советской торговли А. А. Ишков, долгое время возглавлявший Министерство рыбного хозяйства.

Новый метод предполагал организацию принципиально нового способа торговли рыбой. Реализация проводилась в просторных помещениях, оборудованных большими холодильными установками; в торговых залах были установлены большие аквариумы с живой рыбой; в продаже имелось множество полуфабрикатов; покупатели могли самостоятельно выбрать продукцию. На территории каждого магазина предполагалось размещение кафе, где предлагалось множество готовых блюд из рыбы.

Фирменные «Океаны»

Предполагалось, что со временем сеть магазинов «Океан» распространится по всей территории огромной страны. Так оно и произошло.

Первый магазин «Океан» открылся в Сочи в 1972 году. Новые фирменные магазины сразу полюбились покупателям. Правительство приняло решение развивать новую торговую сеть. Уже к 1977 году по всей территории СССР было построено 104 магазина «Океан». Впоследствии открыли еще 209 торговых точек.

 Отличие «Океанов» от других магазинов

Чем так привлекали покупателей магазины новой торговой сети?

1)      Оригинальным оформлением – их интерьеры были украшены мозаикой по морским мотивам, макетами кораблей, огромными аквариумами с живой рыбой (которую можно приобрести), современным иностранным холодильным оборудованием и витринами;

2)      Широким ассортиментом рыбной продукции, включая производимые в магазине полуфабрикаты (рыбные котлеты, стейки и т. д.);

3)      Различные морепродукты (которые не особенно пользовались спросом).

4)      В расположенных на территории магазинов кафе и ресторанов можно было поесть искусно приготовленные рыбные продукты.

Как правило, помещение нового магазина строилось по особому плану; лишь изредка под него приспосабливали другое помещение. Покупка приносила много удовольствия и становилась особым событием, особенно для провинциальных городов.

Махинации

Организаторам новой торговой сети удалось установить невиданные размеры списания для товара, признанного некондиционным: 10% признавались за потери при реализации (в основном это касалось замороженной рыбы), что подготовило почву для масштабных хищений и махинаций.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
217
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector