Как погиб Герой? Версии причин смерти Юрия Гагарина

После окончания Второй Мировой войны, недавние союзники в лице США и СССР практически сразу же стали врагами. Две сверхдержавы своего времени, исповедующие враждебные друг к другу идеологии, не могли не столкнуться лбами в новом мире, который произрастал из руин, оставленных снарядами и бомбами. У США в этом плане было неоспоримое преимущество, ведь огонь войны ее саму не затронул, боевых действий на территории Америки не было.

А вот СССР вышел пусть и победителем, но с инфраструктурой, практически до основания разрушенной в боях с немцами. Поэтому Штаты смотрелись безоговорочными лидерами в этом противостоянии. Но не тут-то было! Советский народ совершил практически невозможное, и в течение пяти лет практически все следы разрушений исчезли с лица советской земли. СССР догнал США, и теперь старался перегнать.

Одним из направлений, в котором соревновались две передовые страны того мира, была космическая программа. Правительство каждой державы стремилось доказать как противнику, так и всему миру, что именно их идеология, их государственный строй лучше и в техническом плане, а выход в космос, до этого бывший только мечтой писателей-фантастов, как ни лучше бы это доказал. И победа в этой гонке, как известно из истории, осталась за Советским Союзом. А первый человек, побывавший там, где еще и близко не пахло людьми, был Юрий Гагарин.

Кто виноват в катастрофе?
ГагаринСерегин

Но, к сожалению, Юрий стал первым не только в этом. В день его смерти власти СССР объявили общенациональный траур. До этого подобной чести удостаивались только лица, который на момент своей кончины управляли государством. А гибель всесоюзного любимчика стала шоком не только для советских граждан, но и для всего остального мира.

Что же произошло?  

Версия №1, официальная

С целью наиболее тщательного исследования причин трагедии, поиск производился в трех направлениях — инженерном(разбирали техническое состояние самолета, на котором Гагарин вместе со своим инструктором Серегиным вышли в последний полет, его соответствие нормам и т.д.), медицинском(сюда входил отчет о вскрытии останков пилотов, анализы на содержание в крови алкоголя и/или других наркотических веществ) и летном(проверка организации полетов, соответствующей документации, изучение уровня подготовки самих пилотов). Также свое независимое расследование проводила комиссия из КГБ. Ее задачей было установить, не является ли смерть пилотов результатом политического заговора, теракта или саботажа.

Гагарин перед катастрофой

Как это обычно делается в СССР, по окончанию работ всех комиссий, результаты и все отчеты по этому делу были строго засекречены и сданы в архив на неопределенный срок. Никаких официальных заявлений, конечно же, никто не делал. Вероятные причины трагедии рассекретили спустя много лет, в честь полувекового юбилея выхода в космос Гагарина.

Согласно официальной версии, высказанной в отчете, во время возвращения самолета Гагарина и его инструктора с летного задания назад на базу, они столкнулись в воздухе с метеорологическим зондом. Последующие повреждения кабины пилотов и неудачные попытки выровнять падающий самолет привели к падению, которое стало летальным. Несмотря на весь опыт Гагарина и Серегина, они не могли исправить положение, так как сам самолет, вследствие деформации, уже просто не мог нормально функционировать. В таком случае смерть была практически неизбежной.

До сих пор непонятно, почему пилоты не катапультировались, ведь конструкция летательного аппарата предусматривала такую возможность. Этот и другие подобные вопросы без ответа породили многие теории гибели летчиков, от вполне приемлемой, хотя и отрицаемой на официальном уровне, версии Леонова до всяких глупых предположений про похищение Гагарина пришельцами или какой-то подобной ерундовины.

Версия №2, Леонова

По версии легендарного космонавта СССР, дважды героя Советского Союза, и первого человека, вышедшего в открытый космос(это другое, чем у Гагарина) Алексея Леонова, причиной аварии и гибели пилотов стало попадание в спутный след другого самолета. Если говорить просто, то спутный след — это завихрения, остающиеся в воздухе после самолета в виде белого дыма. Именно он и стал причиной того, что летчики потеряли управление над самолетом и штопором влетели в поверхность Земли.

Алексей Леонов

Как утверждает Леонов, относительно недалеко от летной базы, с которой стартовали Гагарин и Серегин, проходили испытания сверхзвукового истребителя-перехватчика Су-15.

Именно пилот такого самолета во время полета снизился на высоту где-то в 450-500 метров, на которой пребывали в тот момент погибшие лётчики. По словам Леонова, на подобный поступок пилота могло подтолкнуть обычное человеческое желание посмотреть на красоты Земли с большой высоты. Именно этот самолет, по заявлениям того же Леонова, видели крестьяне, работающие на поле и впоследствии узнавшие его по предъявленному макету. А так как испытания Су-15 должны были происходит на высоте выше 10000 метров, пилотом было принято решение на сверхзвуковой подняться в верхние слоя атмосфера. И по нелепой случайности, относительно рядом был самолет с Гагариным и Серегиным на борту. Пролетев на скорости свыше 600 м/с , он своим спутным следом вогнал их в спираль, из которого летчики не смогли выйти из-за низкой высоты.

Впрочем, несмотря на внешнюю складность, версию Леонова не принимают. В доказательство того, что испытания Су-15 никак не причастны к аварии, приводят график полетов истребителя, который никак не совпадает с графиком вылета Гагарина. То есть, никакой возможности пересечься в воздухе у самолетов не было.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
Также приводятся в пример исследования, проведенные в летном институте им.Громова. Их итоги показали, что попадание в спутный след Су-15 летательного аппарата, на котором был Гагарин и Серегин, не приводит к значительной турбулентности и не составляет серьезной угрозы для пилотов.

Леонов же утверждает, что график полетов сверхзвукового истребителя “подкорректировали”, а результаты исследования в институте — фальшивы. Своей версии легендарный космонавт придерживается и по сей день, периодически озвучивая ее на телевидении и в СМИ.

Версия №3, по состоянию здоровья

Ее выдвинул начальник Центра подготовки космонавтом в 60-ых, начале 70-ых годов Н.Ф. Кузнецов. Он утверждал, что инструктор Гагарина, второй пилот Серегин имел проблемы со здоровьем, поступали жалобы на сердечные боли. И вполне возможно, что во время полета у него случился приступ, и он потерял сознание. Обмякшее тело навалилось на рычаги управления и тем самым существенно ограничило возможности Гагарина управлять самолетом.

Самолет Гагарина

В течении 10-15 минут Герой Советского Союза боролся за жизнь, стараясь резкими маневрами вернуть к сознанию Серегина. Но, в итоге, ничего не получилось, а не имея возможности выровнять самолет и нормально его посадить, Гагарин погиб вместе со своим инструктором. Возможно, по предположению Кузнецова, сделал это принципиально, чтобы не покидать товарища. Хотя, возражают ему, возможности катапультироваться у Гагарина не было, ведь согласно конструкции первым это должен был сделать именно Серегин.

Версия №4, фатальная ошибка

Другой Кузнецов, полковник ВВС и работник института по эксплуатации авиатехники. Он выдвинул предположение, что герметичность в кабине самолета была нарушена, из-за чего на рабочей высоте в 4000 метров у пилотов возникло кислородное голодание. А при попытке снизится на высоту в 2 км, они потеряли сознание из-за резкого перепада давления. И, как следствие, взяли на таран земную поверхность.

На похоронах Гагарина и Серегина

Хотя эта версия в 21-ом веке становится все более и более популярной, многие оспаривают ее, так как известен далеко не один случай разгерметизации кабины пилота на высоте в 4000 метров, при котором никаких серьезных последствий не наблюдалось.

Самолет просто аккуратно понижали в высоте, тем самым устраняя опасность кислородного голодания. А чтобы предположить, что Гагарин и Серегин в такой ситуации запаниковали и резко взяли курс на снижение — для таких опытнейших летчиков это нонсенс. Впрочем, полностью ее никто также не отрицает.

Версия №5, метеорологическая

Ее выдвинул Владимир Аксенов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Он предположил, что причиной аварии стала повышенная облачность в тот день. Пилоты не смогли сориентироваться в сложных метеорологических условиях и совершили фатальную ошибку, стоившую обеим жизни. В качестве доказательства своей теории Аксенов приводит снимки с метеозондов.

Версия №6, последняя

Если верить ей, то Гагарин вместе с Серегином разбились после того, как не смогли грамотно исполнить одну из фигур высшего пилотажа, не указанную в задании.

Известие в газете о гибели

Выдвинул ее полковник ВВС в отставке Э.А. Шершер. Согласно его словам, пилоты решили исполнить несколько виражей, так сказать, на мастерстве, в качестве развлечения. Но из-за непригодности самого самолета к таким нагрузкам и сложной метеообстановки в виде повышенной облачности, эта затея закончилась очень и очень плачевно.

Различные предположения конспирологов

Существуют также теории, которые серьезно никем не разглядываются, но имеют своих фанатов в различных кругах. Кто-то считает, что причиной аварии стали несколько принятых перед вылетом на грудь рюмок водки.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Но эта версия опровергается заключением медицинской комиссии, согласно которому алкоголя в крови погибших обнаружено не было.

Кто-то предполагает, что смерть Гагарина была политическим заказом высших кругов власти, которым знаменитый космонавт чем-то не угодил. Есть версия, утверждающая, будто бы Гагарин, на самом деле, погиб еще за несколько дней до аварии, которая была инсценирована властями. А причиной такого бал-маскарада стало то, что космонавт погиб на испытаниях космического корабля, призванного утереть нос американцам в лунной гонке.

Мемориал на месте гибели летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина в Киржаче, ноябрь 1975 года

Также нашлись очевидцы, которые утверждали, что видели и лично были знакомы с Гагариным спустя много лет его так называемой “смерти”. Он сымитировал свою гибель(правда непонятно зачем, называют все те же проблемы с советскими высшими чинами), а последние минуты жизни на охоте где-то в оренбургских лесах.

Заключение

Без сомнения, гибель такого выдающегося человека потрясла весь Советский Союз. Гагарин, несмотря на всю славу, обрушившуюся на него, остался человеком скромным, улыбчивым, не задирал нос.

Тем сильнее ударила его смерть по всем. А то, что вокруг причин роковой аварии до сих пор ходит так много спекуляций, не может не огорчать. Ведь хотелось бы, чтобы не только его прах, но и имя обрело покой. Но все же, как бы то ни было, в сердцах многих людей он был и останется героем, который проявил безразмерное мужество, первым из всех людей шагнув в бесконечность Вселенной.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
122
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.