Катастрофа на космодроме Байконур — одна из самых больших в истории

В 50-х годах прошлого века, Холодная война между СССР и США набирала новые обороты. Это касалось и гонки вооружений. С тех пор, как в небо поднялась первая в мире баллистическая ракета ФАУ-2, разработанная нацистскими инженерами, стало понятно, что будущее противостояние новых супердержав будет идти, в первую очередь, в этой сфере.

Самая масштабная катастрофа в истории ракетостроения

После поражения фашистской Германии, ведущие специалисты, а также документация и наработки в ракетостроении попали к союзникам. Имея уже свои определенные успехи в исследовании ракет США и Советский Союз смогли в относительно короткие сроки добиться невиданных успехов в гонке вооружений.

Панорама пусковой площадки на космодроме

Все мы знаем, что СССР лидировал в начале космической эры. Но не все так просто. В конце 50-х годов, Соединенные Штаты имели стратегическое преимущество. Это касалась как и технологии самих ракет, так и их расположения и возможности достигать советской территории. Поэтому руководство СССР поставило цель в кратчайшие сроки изменить ситуацию.

Ядерная гонка

США первыми использовали силу расщепления атома для создания ядерной бомбы. Всем известны печальные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945-ом году. Понимая всю важность обладания столь мощным оружием, советское руководство начало свою ядерную программу, и к 1949-му году советский союз смог создать свою атомную бомбу.

Как считаете, кто победил в гонке вооружений?
СССРСША

Следующей главной задачей гонки вооружений была доставка ядерного оружия на территорию противника. Стратегические бомбардировщики оставались важной составляющей этой концепции, но пришло понимание, что это лишь вторая линия удара. Нужно было суметь в кратчайшие сроки нанести ядерные удары по самым важным стратегическим и промышленным пунктам врага. Тогда на первый план вышло ракетное оружие.

Запуск современных баллистических ракет

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
К концу 50-х годов, в Америке стояло на боевом дежурстве около 50-ти межконтинентальных баллистических ракет. В Западной Европе и Турции стояли ракеты средней дальности, которые могли поразить объекты на территории Советского Союза.

В это время в СССР были на вооружении несколько типов стратегических ракет, и только один тип — ракета Р-7 могла достичь Америки. Дальность полета Р-7 составляла восемь тысяч километров, но процесс запуска и наведения сильно отставал от американских. Запускать такие ракеты возможно было только со специально подготовленной стартовой площадки, подготовка к пуску составляла 32 часа, заправка происходила в момент перед пуском, а управление подразумевало радиоуправление наведением из двух пунктов на расстоянии приблизительно 300-х километров от места запуска. Все это, плюс дороговизна проекта, а также сложность в эксплуатации и невозможность моментального пуска, привело к тому, что было построено только 6 пусковых установок, и лишь четыре из них покрывали своей зоной действия территорию Соединенных Штатов.

С целью получения возможности нанесения полноценного ядерного удара по территории США с помощью ракетного вооружения, в конце 1956-го года вышло постановление правительства Советского Союза про создание межконтинентальной баллистической ракеты нового типа. Началась разработка ракеты, получившей название Р-16.

Схематическое изображение установки ракеты Р-16

В том же 56-ом году, Днепропетровское конструкторское бюро во главе с Михаилом Янгелем предложило использовать в новой ракете жидкостные двигатели на высококипящих, а не криогенных видах топлива. Это позволяло намного дольше хранить ракету в заправленном состоянии. Для наведения ракеты также планировалось использовать автономную систему, а не полуавтономную, как в Р-7.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
Работы по разработке новой ракеты происходили очень быстрыми темпами. Эскизы и чертежи проекта были готовы к ноябрю 57-го года. В начале 58-го года комиссия правительства доложила о возможности создания подобной ракеты, но с оговоркой, что существуют еще ряд недоработок и недостатков. В конце августа того же года постановлением правительства были заложены сроки работ над проектом. Было установлено, что в июне 61-го года будут начаты летно-конструкторские испытания, а в конце 1962-го уже пристрелочные.

В конце 1958-го года начался, так называемый, “Берлинский кризис”. В ноябре того же года, Хрущев объявил ультиматум державам, контролирующим западную часть часть Берлина.

Танки на улицах Берлина во время кризиса

Они должны были покинуть все районы города. США, Великобритания и Франция отказались это делать. Начался новый виток обострения в Холодной войне. В этих обстоятельствах руководство СССР пересмотрело строки испытаний новой стратегической ракеты, чтобы иметь козырь в переговорах.

Подготовка к запуску

В конце 1959-го года, в СССР были созданы Ракетные войска стратегического назначения, а командующим новым родом войск был назначен Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Он лично контролировал ход работы над проектом.. Начало летно-конструкторских испытаний Р-16 началось в четвертом квартале 60-го года, более чем на полгода раньше, чем первоначально планировалось. Поступление на вооружение данного типа должно было начаться к 62-ом году.

Маршал артиллерии Митрофан Неделин

Для проведения летных испытаний, на полигоне Торетам, позже ставшим известным, как космодром Байконур, в Казахстане, были подготовлены три площадки, включающие в себя стартовые комплексы для ракеты, бункер управления, а также вся сопутствующая инженерная и жилая инфраструктура.

В августе 60-го года завершились заводские испытания и 26-го сентября на полигон Торетам доставили первый образец Р-16. 21-го октября ракету началась основная подготовка. В следующие два дня ракету установили на стартовую площадку и провели подготовительные работы. 23-го октября прототип ракеты заправили топливом и сжатыми газами. Старт наметили на 19.00 того же дня. Но из-за многочисленных технических неисправностей старт был отменен.

Еще за час до предполагаемого старта произошел несанкционированный подрыв пиропатронов, которые должны были размыкать электрическую цепь и прорывать пиромембраны, которые отделяли разные составляющие топлива. Так начинался процесс подачи выхлопных газов, после которого топливо должно было самовоспламеняться и, таким образом, запускался двигатель. Но из-за недоработанности данной системы, при подрыве пиропатронов, продукты сгорания сами замыкали электрическую цепь, и происходили ложные сигналы о несрабатывании прорыва пиромембран.

Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)

Инженеры решили вручную управлять этим процессом из бункера, с помощью пульта, а не бортовой электрической системы ракеты. Подрыв пиромембран вообще решено было контролировать “на слух” — по звуку удара. Нужно было срочно выяснить причины неполадок, а также слить топливо с баков ракеты, которая, со всеми неисправностями не могла находится в заправленном состоянии более 24-х часов. Также нужно было отключить все электропитание ракеты.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Подготовка второй летной ракеты заняла бы около месяца, а к 7-му ноября, про успешные испытания ракеты должны были узнать во всем мире, к годовщине Октябрьской революции. Время чрезвычайно поджимало. Все испытания находились под контролем правительства СССР и лично Никиты Хрущева, который каждый день звонил на полигон и узнавал о успехах испытаний.

Под таким давлением, руководители испытаний решили продолжать работу, исправляя ошибки на стартовой площадке. Не сливая топливо, и не отключив полностью ракету от электрических питательных элементов, на следующий день, 24 октября, было решено проводить повторный запуск.

Черный день ракетостроения

Многие инженеры сомневались в успешности запуска в таких условиях, а многие даже опасались проводить подобные испытания, не до конца устранив все неисправности. Но для советских военных поставленный приказ был выше, чем возможные опасности. Маршал Неделин, подавая подчиненным пример личной отваги, сидел в семнадцати метрах от ракеты, в так называемой нулевой точке.

Командующий запуском ракеты Р-16

Естественно, кто мог не последовать примеру командующего, и проигнорировать его смелость? Все инженеры и члены государственной комиссии, также расположились рядом. Для проведения технических работ требовалось не больше сотни людей, но в тот день на площадке находилось еще около ста пятидесяти человек.

Чтобы исключить ложные сигналы о срабатывании прорыва пиромембран, было решено переустановить электрическую систему управления в нулевое положение, а сами прорывы пиромембран контролировать вручную. В 18.45 началось приведение электрической системы ракеты в нулевое положение, что означало получасовую готовность к старту. Но произошло непоправимое.

С началом процесса установки в исходное положение систем, запустился двигатель второй ступени ракеты. Огненная струя дошла до баков первой ступени и произошел взрыв. Волны пламени, расходившиеся во все стороны от ракеты, поглощали все, что находилась вокруг. Страшную картину катастрофы запечатлели камеры, автоматически сработавшие со стартом второй ступени. Эти камеры должны были зафиксировать триумф советских инженеров, но записали страшные кадры их смерти.

Кадр из записы огромного взрыва

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Двадцать секунд пламя бушевало на стартовой площадке, не оставляя возможности выжить, тем, кто находился ближе всего к ракете. Еще два часа, пожарные не могли начать тушение и спасти людей. Лишь, когда догорели остатки топлива и сооружения на стартовой площадке, спасатели смогли добраться к месту катастрофы вплотную.

По официальным данным, в момент катастрофы погибло 74 человека, включая самого маршала Неделина. Его тело так и не смогли найти, а на месте, где он сидел осталась лишь расплавленная звезда Героя Советского Союза. От ожогов впоследствии скончалось еще несколько человек, общее количество погибших достигло 78-ми человек. По неофициальным данным, число жертв трагедии больше и колеблется от 92-х до 126-ти человек.

Позднее, расследование установило причины катастрофы. Из-за чрезмерной спешки, были не соблюдены меры безопасности. Топливо не было слито, а электрическое питание ракеты не отключено в момент, когда производилось выставление в ноль электрических систем ракеты. Это привело к запуску двигателя второй ступени ракеты.

Мемориальная доска с фамилиями погибших во время катастрофы

Ошибка, о которой не узнали

После катастрофы, на место аварии прибыла комиссия правительства, возглавляемая  Брежневым. Во время первого заседания комиссии, в котором участвовали выжившие в катастрофе инженеры и военные, Брежнев заявил, что никого наказывать не будут, так как все участники катастрофы и так наказали сами себя. Привлекать к ответственности в действительности и не было кого, ответственные за меры безопасности и разработчики электрических систем, из-за которых и случился взрыв — погибли на месте аварии.

Вся информация о катастрофе была строжайше засекречена. Родственникам погибших сказали, что причиной смерти их близких была авиакатастрофа, либо вообще не сообщали причин, просто уведомляя, что погиб при исполнении. Свидетелям аварии и тем, кто знал правду было запрещено говорить о произошедшем. О смерти маршала Неделина, лишь дали короткое сообщение, что мол погиб в авиакатастрофе, не сообщая никаких подробностей.

Памятник погибшим военным и ученым

Мнение эксперта
Олег Белозеров
Проработал на заводе "ЮЖМАШ" 35 лет. Разрабатывал ракеты для полета в космос.
За рубежом, все же просочилась информация о трагедии. Европейские издания писали о страшной катастрофе. В 65-ом году одно  из британских изданий сообщило, что информацию о катастрофе подтвердил разоблаченный советский шпион. Детали же самой катастрофы стали известны в 76-ом году, когда диссидент Жорес Медведев сообщил о ней британской прессе.

В Советском Союзе, первую информацию о трагедии, граждане смогли узнать только в 89-м году из статьи в журнале “Огонек”. Полная картина произошедшего открылась лишь в 1994-ом году, когда официально рассекретили информацию о данном инциденте. В 99-ом году, всех погибших в катастрофе на Байконуре в 1960-ом году, представили к наградам посмертно. Так, спустя десятилетия, родственники погибших смогли открыто заговорить о той трагедии, либо же вообще узнать истинную причину гибели родных.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
195
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector