Долгое время в европейской истории пропагандировалось порицание физической оболочки человека, как изначально грязной и греховной. Во многих трудах различных богословов и схоластов тело рассматривалось в качестве тяжелого бремени, мешающего познать Бога во всем его величии. Поэтому на протяжении полутора тысячелетия Европа утопала в презрении ко всему, что являло собой не духовное воплощение природы человека, а что ни на есть биологическое. Люди могли месяцами ни мыться, ни ухаживать за собой, с пренебрежением относится к собственной внешности.
Некоторые почитаемые святые своего времени хвалились тем, что за все их жизни вода касалась только их ступней, и то только тогда, когда они проходили вброд реку. Нечто подобное происходило и в тогдашней Московской державе, а потом и в Российской империи. Выставлять на показ оголенные руки или ноги считалось верхом безобразия и испорченности, таких людей могли даже сослать куда подальше в Сибирь, клеймя их безбожниками и богохульниками, настолько все было строго! Верхом подобного пуританства можно считать Викторианскую Англию, когда придворные дамы скрывали от глаз посторонних даже запястья и щиколотки, иначе бы их сочли за дам легкого поведения.
Но, по ходу, именно тогда и наступил предел человеческому терпению в вопросах наготы. Практически одновременно вышли труды двух немецких ученых мужей, в которых нагота и обнаженность человеческого тела рассматривалось как нечто естественное. Именно тут впервые поднимался вопрос о том, что одежда и каменные или деревянные жилища не только отличают человека от животного, ставя первого на ступень выше в природе, но также и отделяют от его внутреннего естества.
В скором времени, все высшее общество считало зазорным не разделять культ голого тела. Появились первые нудистские пляжи, на которых без проблем нагишом появлялись сливки общества, включая герцогов, графов и даже королей с королевами.
Как все обстояло на наших просторах
До революции
Еще в Российской Империи нудизм пользовался широкой популярностью среди интеллигенции, знатных особ и даже императорской семьи! Известно, что Николай Второй был ярым приверженцем оголения собственного тела где-то на природе, поодаль от Москвы. Время от времени он, со своими домочадцами и ближайшими придворными, выезжал к себе на дачу, где нагишом проводил время в кругу близких.
Мужчины рубили дрова и занимались различной физической работой, женщины разводили костер, занимались приготовлением пищи. Потом все вместе собирались у огня, кушали, рассказывали интересные и веселые истории из жизни, пели песни. Все это старались запечатлеть на снимке царские фотографы. Последний император России был фанатом новомодного увлечения, когда эпизоды из жизни навсегда застывали на пленке, поэтому чуть ли не каждый шаг на подобных мероприятиях был запечатлен на снимках. Свою увлеченность нудизмом и фотографией Николай Второй сохранил до самой смерти.
Как вождь революции прославлял культ голого тела
Сразу же после революции и того, как большевики стали правителями бескрайних территорий, на теренах будущего СССР начали продвигать идею, что обнажаться на людях — совсем не стыдно, а даже наоборот — хорошо, приятно и полезно. Известно, что Ленин и Троцкий были фанатами отдыха нагишом, до которого они причастились еще в 1911-ом году. А теперь свое увлечение они прививали широким народным массам.
Печатались плакаты, которые призывали отбросить старые “буржуазные” привычки, сбросить оковы одежды и отдать свое тело во власть свежего воздуха и теплых солнечных лучей. Организовывались нудистские пляжи на Москве-реке, в Крыму, Сочи, на других различных курортах и местах отдыха уже теперь советских граждан. Даже в различных массовых газетах печатались фотографии обнаженных людей, таким образом призывая присоединиться к новому течению, благодаря которому человек возвращался к своему естеству. Известный журналист и писатель начала 20-го века Х.Р. Никерборгер познакомил весь остальной мир со свободой нравов, царившей в тогдашнем новообразованном государстве. Он написал не одну статью и множество очерков о том, как граждане первого социалистического государства проводили время нагишом, не стесняясь окружающих и своего тела.
Тогда, кстати, обретала популярность теория “полного стакана” известной в свое время Александры Коллонтай, отвечающей за раскрепощения советских людей. Согласно этой теории, люди должны не только сбросить оковы одежды, но и окончательно добить ханжескую мораль проповедуя свободные половые отношения. Как говорилось в одном плакате: “Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления”, а “Каждая настоящая комсомолка должна идти ему навстречу, иначе она мещанка”.
Вообще, несмотря на то, что позже в “СССР секса не было”, именно Советский Союз в первой половине 20-ых годов стал колыбелью сексуальной революции. Можно даже сказать, что термин “шведская семья” правильнее было бы заменить на “советская семья”. Как же это не вяжется с распространенными сейчас взглядами о быте и жизни жителей Советов.
Каким образом людей стыда лишали
На гребне волны подобных движений было организовано общество “Долой стыд!”. Его участники свято верили, что основой людского равноправия и становления всеобщей справедливости является нагота.
Пик этого движения пришелся на 24-25-ые года. Подобные акции в Москве и других городах не встречали никакого энтузиазма, а только наоборот — наталкивались на крайнее неодобрение широких масс. Шествия освистывали, иногда случались потасовки и членов движения избивали в кровь, причем милиционеры и другие граждане особо не вмешивались в происходящее. Дошло до того, что в прессе разгорелась серьезная полемика по поводу того, можно ли разгуливать по центральным улицам столицы огромного государства, к тому же передового, в чем мать родила, попирая тем самым все нравственные и моральные устои цивилизованного общества.
В итоге, нарком здравоохранения Семашко, будучи противником не только этого движения, но и нудизма в общем, запретил ходить нагишом по городу. Мотивировал он это, правда, тем, что городской воздух, полный грязи и пыли, вредить обнаженной человеческой коже, что может вызывать различные болезни, типа дерматита и так далее. В общем, в скором времени общество “Долой стыд!” оставили в прошлом.
“Отец” нудизма
Одним из самых ярких популяризаторов нудизма считается известный поэт и публичный деятель Максимилиан Волошин. Выпустив несколько очерков, посвященных оголению на людях, он основал в Крыму первый официальный нудистский пляж.
Туда съезжались многие видные люди той эпохи из сферы творчества, типа Цветаевой или Булгакова. Резиденция Волошина в Коктебеле стала неофициальным идеологическим центром советского нудизма, где товарищей по интересу могли найти все желающие.
Что получилось потом
В принципе, как и многое в молодом государстве, полным вольностей и передовых для своей эпохи идей, нудизм закончился вместе с приходом к власти Сталина. Он был сторонником аскетизма среди масс, так как считал что именно таким путем легче управлять большим количеством людей. Ведь, как писал Троцкий: “Любовное угнетение — главное средство порабощения человека”.
Вот Сталин и угнетал и порабощал. Александру Коллонтай, одну из главных идеологов свободной любви и свободы от одежды, он выслал за границу, а нудистские пляжи начал закрывать и запрещать. Теперь пребывание голышом в общественных местах относили к статье УК “Предумышленное хулиганство”, нудизм карали большими штрафами и могли посадить на несколько суток в камеру.
Эпоха срывания оков одежды и обращения к своему естеству постепенно угасла. Остались только так званые “лечебные пляжи”, раздельные для мужчин и женщин. Существовали они при санаториях, отдых голышом происходил под бдительным надзором медицинского персонала. Основали первые подобные “пляжи” еще в начале 30-ых, некоторые из них действовали до самого развала Советского Союза. Больше в массовой культуре СССР к теме нудизма не возвращались.
Заключение
Во время первой творились совершенно дикие и несуразные вещи, дикие и несуразные по сравнению с тем, каким представляется Советский Союз в сознании нынешнего массового обывателя. Расцвет нудизма, куча пляжей чуть ли не посреди центра Москвы, где все желающие могли нагишом купаться и просто загорать под лучами жаркого солнца. А что уж говорит о теории “полного стакана”, согласно которой каждый комсомолец и комсомолка чуть ли не должны вступать в свободные половые отношения! Это уже совсем разрыв шаблона!!!
Да и колонны марширующих по центру города голых людей, скандирующих: “Долой стыд!” тоже чего стоят. Но просуществовала подобная свобода, невиданная ни в одном тогочасном государстве, совсем недолго. Закончилась свободная любовь, закончились времена, когда наготы не стыдились. Вступал в силу другой Советский Союз, гораздо более знакомый и узнаваемый по фильмам и песням. А где приходит новое, старое должно подвинуться. Вот так и подвинулся нудизм, оставшись теперь уже навсегда в прошлом развалившегося государства.