Обрушение эскалатора в московском метро 1982

Несмотря на техногенный бум 20-го столетия, массовое развитие автомобилестроения и возрастающее количество иных моторных средств передвижения, для жителей больших городов, мегаполисов, транспортом номер 1 оставалось метро. И действительно, широкая сеть подземки, с 50-ых годов только увеличивающаяся в размерах, могла довести практически куда угодно.

Московское метро во времена СССР

Советское государство заботилось о том, чтобы в метро было ехать в пункт назначения если не удобно, то хотя бы терпимо. Конечно, старые вагоны не спешили менять на новые, а чистота плохо ассоциировалась с внутренним “содержанием” станций и переходов, но все же было дешево, относительно комфортно(очень относительно) и удобно. Ведь изучив паутину переплетения разных веток, можно было, в принципе, доехать из одного конца Москвы в другой. Поэтому неудивительно, что подавляющее количество работающих(а городским транспортом пользовался, в основном, именно рабочий люд) предпочитали подземные мерно качающиеся вагоны троллейбусам и трамваям. Количество обслуживаемых людей в день достигало нескольких миллионов!

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
Особенно загружены были утренние и вечерние часы, что неудивительно, — все дружно шли и возвращались с работы. И все привыкли считать метро чуть ли не самым безопасным видом перемещения, ведь там практически никогда не случалось никаких серьезных аварий. Максимум — небольшие ремонтные недели, длительностью до нескольких дней, и то раз “в пятилетку”.

Но в феврале 82-го по этим убеждениям и подобной уверенности прошлись беспощадным катком.

Как все происходило

Незадолго до трагедии

Вечером 17-го февраля, когда часы на московской станции “Авиамоторная” показывали где-то около полпятого, начал увеличиваться наплыв пассажиров метро. Рабочий день близился к закату, и уставшие люди спешили кто куда, предвкушая отдых дома или в баре с друзьями. Чтобы немного разредить густой поток людей, спускающихся вниз, было решено включить неработающий до этого целый день эскалатор номер 4.

Станция «Авиамоторная» в настоящее время

Его моментально заполнила человеческая масса, образовалась небольшая давка. Такое время обычно называют “час пик”, и как раз его наблюдали работники метрополитена, тоже желающие оказаться побыстрее домой. Полчаса, до пяти вечера, не происходило ничего экстраординарного, все работало в своем штатном режиме. Потом начался ад.

Трагедия и хаос

Постепенно эскалатор номер 4 начинал наращивать свой ход. Первыми ускорились автоматические поручни. Сначала никто на это не обратил особого внимания, мол, быстрее внизу будем. Некоторые пассажиры на соседних треках даже улыбались, наблюдая за тем, как быстро устремились вниз их мимолетные знакомые по метро. Но вскоре улыбки сменились гримасами ужаса. За считанные секунды эскалатор набрал скорость вдвое больше своей нормы. Люди, не успевая сойти со ступенек, начали падать и образовывать кучу из переплетенных людских тел. Под весом оставшихся на треке пассажиров(где-то около двенадцати тонн), механизм начал трещать и разваливаться на ходу. Встала на дыбы одна из ступеней, за ней пошли остальные.

Закрытый эскалатор в метро

Куча внизу продолжала увеличиваться, людей пулей летели на пол, на других людей, некоторые каким-то чудом проскальзывали через кучу-малу и оказывались на полу за ней, все в царапинах и ушибах. У кого-то в щель, где исчезала лента эскалатора, начало засасывать ботинки, носки, верхнюю и нижнюю одежду. Некоторые пытались в отчаянии перескочить на соседние треки, но балюстрады не выдерживали и образовывались целые дыры, куда проваливались неудачные “беглецы”. А количество людей, внизу на полу, только продолжало увеличиваться. Произошло это все буквально за несколько секунд.

А вы слышали об этой трагедии?
ДАНЕТ

Очень быстро машинист, регулирующий работу механизмов, понял что проблема в эскалаторе и оперативно вмешался в ситуацию, нажав на тормоз. Но он не сработал, крутое движение вниз продолжалось(а длина ленты составляла около 54 метров и на ней все еще оставались люди). Уже слышался хруст костей, люди на соседних треках и неподалеку либо замерли на месте от увиденного, либо кричали от ужаса, увидев первую кровь на полу. Машинист, после неудачной попытке остановить движение эскалатора, нажал на аварийный тормоз, но и это почему-то не помогло. К счастью, увидев наверху, что что-то неладно, людской поток прекратил свое движение, по крайней мере, на злосчастной четверке.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Совсем скоро трек полностью опустел, но так и не прекратил работать в ускоренном режиме. Внизу люди постепенно приходили в себя. Кто был более или менее в порядке, сами отходили в сторону или помогали пострадавшим от аварии сильнее, чем они.

Настоящий ужас внушали неподвижные тела, лежащие в луже крови, постепенно увеличивающейся в своих размерах. Вызвали директора станции, милицию и пожарных. А злосчастный эскалатор все продолжал и продолжал на бешеной скорости нестись вниз.

Последствия

Вскоре на место происшествия прибыли уполномоченные органы. Раненых кого отправили домой, оказав им медицинскую помощь, кого отправили в больницу. Мертвые тела старались выносить, не привлекая внимания, всем работникам метрополитена было запрещено обсуждать случившееся дома и вообще заводить об этом разговор с кем либо. Власти Москвы также дали приказ молчать столичной прессе. Только в одной газете на следующий день, 18-го февраля, было дано краткое описание событий. Всего оно заняло от сили 7-8 предложений и скромно ютилось где-то в углу на последних страницах. На заводах, где работали погибшие(а пострадал в основном именно заводской люд) было запрещено вывешивать некрологи и хоть как-то поднимать эту тему на общих собраниях. Мол, чего его огород городить, за плохое говорить да настроение рабочим портить. Не было даже организованы сбор денег на похороны. Начальство усиленно делало вид, что ничего не случилось.

Поломанный эскалатор после трагедии

Но несмотря на это, да и на огромные размеры Москвы. в которой уже тогда проживало за 8-ь миллионов людей, слухи разнеслись моментально. И, как всякое сарафанное радио, все было искажено, иногда до фантастических размеров. В самых приближенных к правде историях рассказывали о минимум 30-ти погибших, и около сотни раненых. Самые же кровожадные фантазеры передавали новости о том, что количество умерших в аварии достигает сотни, а в полу образовалась большая дыра, куда, как в какой-то “механический ад” один за другим падали беспомощные люди, а механизмы их…той, ну как в мясорубке, в общем.

На самом же деле, жертв было гораздо меньше, что никаким образом не умаляет масштабов трагедии. В официальном отчете по расследованию инцидента было заявлено о 8-ми летальных исходах, а также о 30-ти раненых, отделавшихся легкими ушибами или серьезными травмами. Одному мужчине пришлось в итоге ампутировать ногу.

Причина трагедии

Сразу же была организована комиссия для расследования происшествия. Каждого сотрудника станции допрашивали отдельно, долго и с пристрастием. На каждого завели отдельную папочку, где было расписано, кто, что и во сколько делал, а момент происшествия запротоколировали чуть ли не посекундно. В итоге, спустя практически девять! месяцев расследование было завершено. Его зачитывали в ноябре 82-го в Московском суде. Причина трагедии была такая глупая и нелепая, а с другой стороны — настолько “наша”, что как-то и не удивляешься такому, уже привык.

Злощастный эскалатор

За полгода до происшествия механизмы эскалаторов были модернизированы, некоторые детали старого образца были заменены на более новые, с целью улучшения качества работы. И дело в том, что согласно инструкциям, алгоритм настройки эскалаторов теперь был изменен. Появилось несколько дополнительных действий, направленных на обеспечение безопасности работы. И вышло так, что этим инструкциям никто не следовал. Новые детали продолжали калибровать согласно старым стандартам, что приводило к преждевременному износу. Вообще, на протяжении тех шести месяцев, пока продолжалось подобное безобразие, каждый день люди, пользовавшиеся эскалаторами на станции “Авиамоторная” были в смертельной опасности! Ведь в любой момент механизм мог дать сбой и началась бы жуткая мешанина из людских тел!

Послесловие

В итоге, все виновные были наказаны, их отправили в тюрьму на сроки, соответствующие их проступку. В народе тогда ходили слухи, что главным виновником случившегося нужно считать машиниста, но именно его действия были признаны наиболее эффективными в той ситуации. Директора станции сместили с должности. Пусть прямо его вины никто и не доказал, но все же он отвечал за данный участок. Поэтому и должен был понести наказание. Эскалатор номер 4-ре был на долгие годы закрыт, до середины 90-ых проход загораживала табличка “Идут ремонтные работы”.

А имена погибших при Советском Союзе так никто и не огласил. Ни по одной новостной передаче не было рассказано как о трагедии, так и о заключении комиссии, занимавшейся расследованием. Родственникам не выплатили компенсации, случай замяли и забыли, как и многое нелицеприятное в Советах. Отдельно упоминают о том, что вскоре после происшествия на “Авиамоторной” в Москву должна была прилететь делегация из США, и именно поэтому все держалось под таким секретом. Что ж, точно об этом ничего не известно, но звучит очень правдоподобно.

Эскалатор в метро сегодня

И только спустя десять лет, уже после развала в одной из столичных газет была опубликована статья, посвященная памяти погибших. Именно там, впервые, прозвучали имена и фамилии жертв преступной халатности. Пускай и с большим опозданием, их заслуженно почтили.

Заключение

Эта история, случившаяся уже на заре существования СССР ярко отразило две фундаментальные проблемы того государства. Первая — это преступная халатность рабочего люда, из-за которой довольно часто случались несчастные случаи. Просто обычно они были достаточно локальными и быстро исправлялись.

Мнение эксперта
Олег Белозеров
Проработал на заводе "ЮЖМАШ" 35 лет. Разрабатывал ракеты для полета в космос.
А в этот раз получилось все по-другому. Вполне возможно, что вместо того, чтобы внимательно прочитать инструкции, на них чистили рыбку к пиву или водке. А вторая — тотальное неуважение государства к своим гражданам, когда иллюзия “непогрешимости существования социалистического строя” была гораздо важнее справедливости и обычного человеческого отношения.

К сожалению, как первое, так и второе до сих наблюдается и не является полностью искорененным из нынешней повседневной жизни. Но на то и история, чтобы учится на своих ошибках и больше их не повторять.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
122
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.