Самые масштабные советские стройки: как в СССР собирались развернуть реки

В этой статье пойдет речь про планы изменить природные условия СССР, для того, чтобы спасти определенные регионы от засухи и голода, а также про массовое строительство гигантских по своим размерам и выработке энергии гидроэлектростанций. Некоторые из них практически в одиночку могли тянуть целые регионы и некоторое время являлись самыми большими в мире!

Сталинское Великое преобразование природы

После окончания советско-немецкой войны, к разрухе и упадку экономики прибавилась еще одна проблема — массовый голод.

Отстройка городов после войны

Привела к нему политика партии, которая запасала в своих закромах зерно на случай новой войны(привет обострению отношений с США) и даже могла его экспортировать в соседние страны, чтобы получить нужное политическое влияние в появившемся после заключения мира так званом социалистическом лагере. Однако! Но также одной из причин голода считается засуха, которая существенно сократила количество собранного урожая по сравнению с довоенными годами. Ее вызвали жаркие юго-восточные ветра, которые и до этого время от времени негативно влияли на урожайность как зерновых, так и овощей с фруктами. И Сталин решил бороться с этой проблемой в своем стиле — глобально и с размахом! В 48-ом году Совет Министров СССР ввел в действие постановление, которое было в прессе и народе окрещено “Сталинским преобразованием природы”.

Какая стройка по вашему мнению была масштабнее?
Днепровской ГЭСБайкало-Амурской магистрали

Оно предполагало проведение работ невероятных, гигантских масштабов. До сих пор в мировой истории не зафиксировано подобных прецедентов, когда под засев деревьями(в основном — дубом и сосной) планировали отдать около 120 миллионов гектаров земли!!! что равно примерно 1/9 всей площади Европейского континента!

Посевы молодых деревьев

Таким образом планировались преградить путь так званым суховеям, от которых сильно пострадал урожай в 46-47-ых годах. Всего общая протяженность засаженных лесополос должна была достигнуть длины в 5300 км!, а ширина составляла примерно 50-120 метров. Также собирались построить около 4000 водохранилищ различных размеров и объемов, для улучшения орошения многочисленных полей и садов. Еще их могли и использовали для получения электричества с помощью массового строительства ГЭСов различных размеров и масштабов.

К реализации плана приступил 1949-ом году и рассчитывали закончить к 1965-ому. Были задействованы множество сельскохозяйственных университетов и учебных заведений со всех уголков необъятной страны. Массовая агитация в виде плакатов, статей в СМИ и объявлений на радио призывала все колхозы, принимающие участие в работах, делать все возможное и трудиться на пределе сил.

Как обычно, требовали “пятилетку в три года” и так далее. Многие тысячи аграриев, выжившие после войны, были приглашены(считай — согнаны) на работы в районы, которые нужно было засеять. Специально высчитывали и прикидывали, какие сорта деревьев, в каком количестве и каком порядке нужно высаживать, чтобы достигнуть максимального эффекта защиты от горячих ветров. Массово внедрялись более современные и эффективные способы обработки посевных полей, создавались новых культуры злаковых, более пригодных к данным климатическим изменениям.

Плакат сталинского преобразования

Был создан институт “Агролеспроект”. Его единственной задачей была координация усилий огромного количества специалистов различных направлений, от инженеров, создающих новые, более эффективные механизмы посева, до обычных работяг, занимающихся посадкой деревьев и рытьем водоемов. Также массово восстанавливали леса, уничтоженные во время войны.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Такие масштабные работы начали приносить свои плоды уже в первые года действия программы. Урожай зерновых вырос на треть, овощей стали собирать в полтора-два раза больше. К сожалению, после смерти Сталина программу начали сворачивать, а через некоторое время Хрущев приказал уничтожить часть высаженных лесополос и вырытых водоемов. Вместо этого он решил реализовать свой план по обеспечению продовольствием СССР, который сейчас известен как “освоение целины”.

Но он провалился, что вылилось в массовый неурожай в начале 60-ых годов. В дальнейшем план преобразования природы не реализовывался ни при одном из последующих правителей Советского Союза. В лучшем случае, занимались только работами по поддержанию текущего состояния высаженных лесов.

Когда воду превратили в электричество

С началом эпохи индустриализации и первых пятилеток в СССР усиленно занялись вопросом по обеспечению электроэнергией больших населенных территорий. Все это входило в план электрификации Советского Союза, принятый на вооружение еще в 1920-ом году. Для его реализации было решено построить гидроэлектростанции на украинской части Днепра.

Постройка ГЭС на Днепре

После долгих споров и дискуссий, на которых также решалось, строить станцию самим или поручить работы иностранным специалистам был выбран компромиссный вариант — строим, в общем, сами, но и помощи со стороны чураться не будем. Торжественная закладка грандиозной постройки произошла 8-го ноября 1927-го года. В отличие от Беломорканала, на строительстве Днепрогэса не использовали заключенных, приоритет отдавали высококвалифицированным рабочим. Было много крестьян-сезонников, которые отрабатывали несколько месяцев и в начале августа возвращались на сбор урожая. Быт был ужасающим — не хватало еды, чистой посуды, одежды, жилья, в бараках больно кусались клопы, а единственным развлечением было распитие водки да танцульки в клубах неподалеку. Но постепенно жилищные условия улучшились, и на конец строительства, в 31-32-ых годах городки, в которых обитали рабочие, не стеснялись показывать иностранной прессе.

Последние работы по сооружению Днепровской ГЭС завершились в 32-ом году. Семнадцатого сентября состоялось торжественное открытие, на котором всем руководителей стройки и наиболее высокопоставленных иностранных специалистов наградили орденами Трудового Красного Знамени.

В дальнейшем Днепрогэс взрывали во время советско-немецкой войны, потом восстанавливали после ее окончания. Сейчас, по наличию финансирования, на станции проводят масштабные работы по модернизации оборудования.

«Днепрогес» в наше время

Следующая масштабная стройка гидроэлектростанции была начата практически через три десятилетия после закладки Днепрогэса — в 1952-ом году. Назвали ее Сталинградской, а потом переименовали в Волжскую. Решение о ее строительстве приняли на два года раньше, в августе 1950-го. Во время строительства было введено ряд инноваций, которых до того не знала мировая история. Всего на сооружение сего масштабного проекта ушло 9-ть лет, в эксплуатацию объект приняли осенью 61-го. Тогда же было решено переименовать ее в Волжскую ГЭС. В течение нескольких последующих лет она считалась самой большой станцией на воде как в Европе, так и в мире. Пока в работу не была введена другая аналогичная постройка, во все том же СССР.

Ей была Братская ГЭС, которая своей мощностью в итоге обеспечивали электроэнергией чуть ли не всю Сибирь! Работы по ее возведению начались в 1954-ом году, событие массово освещали в газетах и на радио. Как принято, всех желающих и заинтересованных в строительстве “великого будущего великой страны” созывали внести свою лепту в это самое “будущее”.

«Братская» ГЭС

Последний, так сказать, кирпичик был заложен спустя 13-ть лет, в 67-ом. На тот момент она была самой большой ГЭС в мире. Правда свое гордое звание хранила недолго — до 71-го. Вырабатывает электроэнергию ударными темпами и сейчас.    

Как сибирским рекам планировали менять поток

Еще в 60-ых годах 19-го века существовал план по переброске нескольких сибирских рек в засушливые регионы тогдашней Российской империи. Впрочем, план принят не был, так как в его целесообразности и возможности выполнения очень сомневались. На том и сошлись, и о подобном проекте забыли практически на целое столетие. Забыли, чтобы в 1948-ом мимолетно вспомнить и снова отложить его в долгий ящик. Сталину он(план) не показался интересным и перспективным, ведь в то время вступала другая программа по изменению природы для борьбы с засухой.

Карта сибирских водных путей

Правда, в совершенно других регионах. Но, вскоре после смерти Сталина, об этом проекте снова заговорили, а в 1960-ых годах серьезно взялись за обсуждение реализации данной программы. В 68-ом Академия наук СССР получила госзаказ на разработку плана перераспределения стока различных сибирских рек. В итоге работы начали в 1971-ом году и были рассчитаны на 14-ть лет упорного труда.

В бой было брошено множество ресурсов. Так широко в прессе, как БАМ или Братскую ГЭС сей проект не освещали, но в научных кругах ним занимались очень обстоятельно. Задействовали более сотни научно-исследовательских институтов, множество министерств всесоюзного уровня и уровня республик.

Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.
Использовали тысячи человеко-часов, затраченных на расчеты, прикладные научные исследования, составление топографических карт. И все это для того, чтобы под давлением общественной критики программу переброски стока сибирских вод официально закрыли в 86-ом году. Многие общественные деятели выступали против данных работ, называя их последствия катастрофическими не только для Советского Союза, но и для всего мирового сообщества. Впрочем, правительство СССР не очень то было и против, ведь реализация плана ложилась очень тяжелым грузом на бюджет страны.

В примерных подсчетах, сумма, которая требовалась для завершения “поворота рек”, составляла около 30-ти миллиардов рублей! Это было примерно 1/10 всех запланированных трат СССР на 86-ой год. А в стране еще начался кризис. Поэтому никто особо не жалел об окончании работ. Ну, кроме тех людей, которые года положили на разработку планов и вариантов оптимальной реализации программы. Ну, ничего, переживут.

Заключение

Советский Союз был большим государством с большими планами, большими амбициями и проектами. И силы они вкладывали соответствующие. Какие-то стройки, вроде “Магнитки” стоили затраченных усилий, хотя нельзя не отметить запредельную сложность работ и хаос царивший во время строительства объекта.

Мост на Байкало-Амурской магистрали

Другие же навсегда останутся в истории кровавыми памятниками большевистского режима, вроде Беломорканала или Байкал-Амурской магистрали, на которых положили свои жизни десятки, а то и сотни тысяч заключенных. Что ж, это СССР, страна контрастов, страна, которая могла в кратчайшие сроки сделать невозможное, но до конца своего существования так и не сумевшая решить базовые государственные вопросы, типа обеспечения населения бездефицитными товарами и возможностью реализовать свои возможности и таланты в условиях “железного занавеса” и социалистической экономики. Что ж, мир его праху. Мир всему, что кануло с ним в небытие.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
217
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

1 комментарий

  1. Анатолий:

    Один вопрос автору — какова протяженность дорог России, приходящаяся на одного его жителя? А в Европе как с этим дела? То-то же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector