Зачем в СССР боролись с иностранной музыкой?

Творчество — способ самовыражения, который, по мнению многих ученых, в полной мере свойственен только человеку. С уроков истории наверняка многие вспомнят параграфы в учебниках, посвященные наскальной живописи, найденной где-то в пещерах Франции и других стран.

А вы слушали запрещенную музыку?
ДАНЕТ

Деятели искусства, особенно те, которые достигли на своем поприще каких-то заметных высот, ценились уже в давние времена. Ярким примером может служить Древняя Греция, в которой умение музицировать и слагать стихи вообще считалось признаком мало-мальски просвещенного и образованного человека. И нет ничего странного, что находилось много артистов разных жанров, которые, пользуясь популярностью у различных слоев населения, считали своим долгом не только увеселение слушателей, но и также выражали собственную политическую или общественную позицию. Они не боялись высмеивать тиранов и существующий строй, делающий богатых богаче, а бедных беднее.

Поэтому неудивительно, что в различные времена отдельные личности подвергали подобное творчество жесткой, если даже не жестокой, цензуре. Но не так уж и много найдется государств в мировой истории, которые бы отсеивание неугодных музыкантов, писателей и прочих ставили бы одной из главных целей своей внутренней политики, как СССР.

Немножко о цензуре

Существование Советского Союзе породило такое явление в мировой культуре, как “соцреализм”. Оно затрагивало все пласты общественной жизни в Союзе — книги, кино, живопись, музыку. Обязанностью “работников” сферы соцреализма было прославление и воспевание реалий жизни в первой социалистической стране.

Все, от трудовой деятельности пролетариев до культурного времяпровождения в выходные, регламентировалось правительством с помощью этого, так сказать, феномена. Писатель обязан был описывать быт обычных рабочих, показывая, как им хорошо живется и работается на советской земле. Режиссер обязан был воплощать эти образы на экране, а художник — на плакатах и картинах, рисуя довольные лица колхозников и колхозниц, которые благодаря стараниям власти могут ни о чем не беспокоиться. Естественно, что музыка делала то же самое, только с помощью нот и вокала. Те же, кто выбивался из колеи, кто даже не то что протестовал, а просто не очень соглашался с данным явлением — тем путь к творческому признанию в пределах СССР был закрыт. Примером может служить Солженицын, Бродский, Пастернак, Параджанов.

А.Солженицын

Но цензуре подвергался не только отечественный автор и исполнитель. Понятное дело, что творчество, который “извергал из своих прогнивших недр” Запад, тоже достигало ушей и глаз советских граждан, легальным и не очень способом. И, чтобы обезопасить своих жителей от “разлагающего” влияния зарубежья, советское правительство принимало жесткие меры по борьбе с иностранщиной.

Навозные жуки, твист и пропаганда секса

В 60-ых на весь мир гремел музыкальный феномен известный как “Битлз”. Ливерпульская четверка захватила сердца и ума слушателей по всему миру. Не стали исключением сердца и умы советских людей. Хотя цензура и не запрещала продажу пластинок с их песнями на территории СССР, с “Битлами”, как и со всей рок-н-ролльной музыкой, велась нещадная борьба в СМИ. Чего только стоит статья такого себе защитника коммунистических ценностей Никиты Богославского. В ней он сравнивает группу с навозными жуками, обыгрывая их название(в переводе с английского “Битлз” означает жуки), осуждает твист — танец, которым “отрывались” под их музыку, а самих артистов называет недолговечными звездами и пророчит им кончину в качестве подпевал в каком-то дешевом баре.

В клубах и других общественных заведений для культурного времяпровождения было не услышать их песен, равно как песен и Элвиса Пресли вместе с “Роллинг Стоунз”. Их творчество было признано растлевающим и пропагандирующем западный образ жизни. Хотя пластинки исполнителей все же можно было найти даже не в музыкальных магазинах, а у спекулянтов, трущихся возле них.

Новый виток подобного “запретительства” был совершен в середине 80-ых. С расцветом множества как зарубежных, так и отечественных групп типа “Пинк Флойд”, “Блэк Сабат”, “Скорпионс”, “Кино”, “Аквариум”, в советские клубы стали посылаться целые списки нежелательных, а то и запрещенных коллективов и исполнителей.

Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий "Ленфильм", "Киевской киностудии научно-популярных фильмов", а также "Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького".
Большинство из них попадало попадало под запрет из-за “пропаганды секса и насилия”. Хотя, например, “Пинк Флойд” окрестили антисоветской группой, так как она осуждала ввод войск в Афганистан.

Забавное в этой инициативе было то, что сами авторы депеш признавали, что их список может быть неполон, ведь подобные коллективы в то время появлялись как грибы после дождя. Поэтому рекомендовалось читать зарубежные музыкальные журналы, чтобы оперативно знать, что нужно запрещать. Пресса “врага” на службе у советской власти и цензуры.

Заключение

Все же, нельзя сказать, что западное творчество было под полным запретом. Но за “железный занавес” беспрепятственно проникали только рафинированные песенки про “вечную” любовь и мир во всем мире.

Что-то же более развязное, пестрое, веселое и провокационное сразу же табуировалось как подрывающее моральные ценности советского строя и запрещалось к воспроизведению на радио и в публичных местах. Но человек, как известно, может найти выход из любой ситуации. И поэтому многие песни в исполнении тех “Битлов”, Элвиса Пресли и прочих знали чуть ли не наизусть.  

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
203
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector