Зачем в СССР боролись с иностранной музыкой?
Творчество — способ самовыражения, который, по мнению многих ученых, в полной мере свойственен только человеку. С уроков истории наверняка многие вспомнят параграфы в учебниках, посвященные наскальной живописи, найденной где-то в пещерах Франции и других стран.
Деятели искусства, особенно те, которые достигли на своем поприще каких-то заметных высот, ценились уже в давние времена. Ярким примером может служить Древняя Греция, в которой умение музицировать и слагать стихи вообще считалось признаком мало-мальски просвещенного и образованного человека. И нет ничего странного, что находилось много артистов разных жанров, которые, пользуясь популярностью у различных слоев населения, считали своим долгом не только увеселение слушателей, но и также выражали собственную политическую или общественную позицию. Они не боялись высмеивать тиранов и существующий строй, делающий богатых богаче, а бедных беднее.
Поэтому неудивительно, что в различные времена отдельные личности подвергали подобное творчество жесткой, если даже не жестокой, цензуре. Но не так уж и много найдется государств в мировой истории, которые бы отсеивание неугодных музыкантов, писателей и прочих ставили бы одной из главных целей своей внутренней политики, как СССР.
Немножко о цензуре
Существование Советского Союзе породило такое явление в мировой культуре, как “соцреализм”. Оно затрагивало все пласты общественной жизни в Союзе — книги, кино, живопись, музыку. Обязанностью “работников” сферы соцреализма было прославление и воспевание реалий жизни в первой социалистической стране.
Все, от трудовой деятельности пролетариев до культурного времяпровождения в выходные, регламентировалось правительством с помощью этого, так сказать, феномена. Писатель обязан был описывать быт обычных рабочих, показывая, как им хорошо живется и работается на советской земле. Режиссер обязан был воплощать эти образы на экране, а художник — на плакатах и картинах, рисуя довольные лица колхозников и колхозниц, которые благодаря стараниям власти могут ни о чем не беспокоиться. Естественно, что музыка делала то же самое, только с помощью нот и вокала. Те же, кто выбивался из колеи, кто даже не то что протестовал, а просто не очень соглашался с данным явлением — тем путь к творческому признанию в пределах СССР был закрыт. Примером может служить Солженицын, Бродский, Пастернак, Параджанов.
Но цензуре подвергался не только отечественный автор и исполнитель. Понятное дело, что творчество, который “извергал из своих прогнивших недр” Запад, тоже достигало ушей и глаз советских граждан, легальным и не очень способом. И, чтобы обезопасить своих жителей от “разлагающего” влияния зарубежья, советское правительство принимало жесткие меры по борьбе с иностранщиной.
Навозные жуки, твист и пропаганда секса
В 60-ых на весь мир гремел музыкальный феномен известный как “Битлз”. Ливерпульская четверка захватила сердца и ума слушателей по всему миру. Не стали исключением сердца и умы советских людей. Хотя цензура и не запрещала продажу пластинок с их песнями на территории СССР, с “Битлами”, как и со всей рок-н-ролльной музыкой, велась нещадная борьба в СМИ. Чего только стоит статья такого себе защитника коммунистических ценностей Никиты Богославского. В ней он сравнивает группу с навозными жуками, обыгрывая их название(в переводе с английского “Битлз” означает жуки), осуждает твист — танец, которым “отрывались” под их музыку, а самих артистов называет недолговечными звездами и пророчит им кончину в качестве подпевал в каком-то дешевом баре.
В клубах и других общественных заведений для культурного времяпровождения было не услышать их песен, равно как песен и Элвиса Пресли вместе с “Роллинг Стоунз”. Их творчество было признано растлевающим и пропагандирующем западный образ жизни. Хотя пластинки исполнителей все же можно было найти даже не в музыкальных магазинах, а у спекулянтов, трущихся возле них.
Новый виток подобного “запретительства” был совершен в середине 80-ых. С расцветом множества как зарубежных, так и отечественных групп типа “Пинк Флойд”, “Блэк Сабат”, “Скорпионс”, “Кино”, “Аквариум”, в советские клубы стали посылаться целые списки нежелательных, а то и запрещенных коллективов и исполнителей.
Забавное в этой инициативе было то, что сами авторы депеш признавали, что их список может быть неполон, ведь подобные коллективы в то время появлялись как грибы после дождя. Поэтому рекомендовалось читать зарубежные музыкальные журналы, чтобы оперативно знать, что нужно запрещать. Пресса “врага” на службе у советской власти и цензуры.
Заключение
Все же, нельзя сказать, что западное творчество было под полным запретом. Но за “железный занавес” беспрепятственно проникали только рафинированные песенки про “вечную” любовь и мир во всем мире.
Что-то же более развязное, пестрое, веселое и провокационное сразу же табуировалось как подрывающее моральные ценности советского строя и запрещалось к воспроизведению на радио и в публичных местах. Но человек, как известно, может найти выход из любой ситуации. И поэтому многие песни в исполнении тех “Битлов”, Элвиса Пресли и прочих знали чуть ли не наизусть.
Я смотрю эти «цензоры» весело «переоблись» под новый строй и его идеологию антикоммунизма. «Перлы» эти конечно смешные и не далёкие, что стоит «должны показывать счастливые лица» колхозников рабочих. Ну так покажите сейчас «счастливые лица» гастарбайтеров которые нахрен не нужны никому с их «лицами».