Зачем в СССР сбили пассажирский Боинг над Сахалином

После так званого “Карибского кризиса”, градус накала в отношениях двух сверхдержав начал потихоньку спадать. Своего минимального значения он достиг во время Брежневского правления.

Тогда были претворены в жизнь многие дипломатические шаги, которые способствовали если не укреплению отношений между двумя странами, то хотя бы тому, чтобы убрать из них неприкрытую доселе враждебность. Но в начале 80-ых события начали резко развиваться в обратную сторону. К власти в СССР пришел Юрий Андропов, человек черствый, не склонный к проявлению эмоций и сильно любивший власть.

Юрий Андропов

Краткий срок его правления был ознаменован реакционистской политикой и возвратом к жестким и неуступчивым действиям по отношению к странам, не состоящим в социалистическом блоке. В США же президентом стал Рональд Рейган, ярый антикоммунист, который впоследствии назовет Советский Союз “империей зла”. Естественно, что возможность создания между двумя лидерами, исповедующими подобные взгляды, каких-либо плодотворных отношений была практически равна нулю. Начались года интриг и манипуляций, следствиями которых и можно также считать Сахалинскую трагедию.

Когда русскому медведю щелкнули по носу

В 83-ем международная обстановка начала накаляться. Американские власти собрались разместить ракеты дальнего действия, способные точно бить по цели на расстоянии в тысячи километров, в самом центре Европы. Таким образом под предполагаемый удар боеголовок попадало многие города Союза, в том числе Москва и все промышленные центры, находившиеся в Европейской части страны.

Мнение эксперта
Олег Белозеров
Проработал на заводе "ЮЖМАШ" 35 лет. Разрабатывал ракеты для полета в космос.
Красное правительство, в свою очередь, бурно отреагировало на подобные перспективы, для устрашения начав отрабатывать учения с возможностью применения ядерного удара.

Но в апреле того же года США произвели беспрецедентную для тех пор акцию. Группа реактивных истребителей проникла в воздушное пространство СССР над полуостровом Камчатка. Пользуясь где-то беспомощностью, где-то нерадивостью местных систем ПВО и их начальников, они произвели имитацию атаки на наземные объекты в пустынной местности и безнаказанными вернулись на базу.

Подобное хамство со стороны противника и свои допущенные ошибки, вызвали у власти Советов ярость. Всех ответственных за этот явный провал подвергли суровому наказанию, бдительность приказали увеличить. Это привело к тому, что местные противовоздушные войска были максимально “замотивированы” на то, чтобы подобное случилось еще раз.

Роковая ошибка пилотов авиалайнера   

Ночью с 31-го августа на 1-ое сентября 83-го корейский “Боинг” совершил плановую посадку для дозаправки в аэропорту в области Аляски. Была проделана примерно половина 15-ти часового полета из Вашингтона в Сеул. В дальнейшем, обогнув полуостров Камчатка и пролетев над Японией, они должны были достигнуть точки назначения. Заход в советское воздушное пространство по всему маршруту не предусматривался. Но что-то пошло не так.

Курс полета Боинга

Вместо того, чтобы, как говорилось выше, обогнуть Камчатку, они пролетели прямо над ней, тем самым нарушив границу СССР. В дальнейшем, пилоты не только не исправили ошибку, но еще дальше углубились в территорию Советского Союза. Стоит сказать, что тогда из Аляски часто вылетали американские разведсамолеты, которые сильно напоминали пассажирские “Боинги” как и внешне, так и на радарах.

А как вы оцените это событие?
Несчастный случайЗапланированная провокация

В основном, целостность воздушного пространства они не нарушали. Но когда противовоздушные системы обороны засекли неизвестный объект, пересекший границу, сомнений ни у кого практически не возникло — опять проклятые американцы. На перехват был выслан Су-15. Произведя 243 предупредительных выстрела, на которые не было никакой реакции, встал вопрос о том, чтобы сбить самолет. И как раз в этот момент, корейский авиалайнер начал снижать свою скорость, возможно, пилоты решили набрать высоту. Но командованием этот шаг был рассмотрен как попытка оторваться от преследования.

Дело в том, что Су-15 при скорости менее, чем 400 км/час сваливался в штопор, а вот для “Боингов” это был комфортный режим полета. После недолгого обдумывания, помня еще свежую выволочку от начальства за апрельский случай, было принято решения об атаке “вражеского” воздушного судна. По цели выпустили две ракеты, одна пролетела мимо, другая попала в крыло самолета. Какое-то время пилоты авиалайнера боролись за свою жизнь и жизнь пассажиров, но на высоте около 3-ех километров они окончательно потеряли управление и рухнули в воду.

“Это все была провокация”

Как водится в Советском Союзе, информацию сначала умалчивали. В отечественных СМИ о трагедии написали только 2-го сентября, на международной арене официальное заявление было сделано только спустя 7-ь дней, и то под давлением общественности. Вместо признания своей ошибки, СССР решили разыграть карту “без вины виноватых”.

Могилы погибших в катастрофе

На весь мир они заявили, что корейский “Боинг” нарушил воздушные границы с подачи американской разведки, желающей таким образом проверить системы ПВО своего оппонента, не считаясь при этом с жизнями невинных людей. Подобная позиция породила немало конспирологических теорий, в том числе и те, в которых утверждалось, что пассажиры авиалайнера на самом деле выжили, и находятся либо в советских тюрьмах, либо под программой защиты свидетелей ФБР. Впрочем, обнародованные спустя 10-ть! лет записи с черного ящика самолета не оставили никаких сомнений — все происшедшее было трагической случайностью вследствие ошибки автопилота.

Заключение

Сахалинская трагедия сильно ударила по международному имиджу Союза. В США и Корее прошли массовые антисоветские демонстрации, а отрицание своей вины, столь глупое в тех условиях, только подлила масла и без того бушевавший огонь.

Реконструкция события

Снизить напряжение удалось только с приходом к власти Горбачева и началом “Перестройки”. Но загубленных жизней практически 250-ти членов экипажа и пассажиров уже не вернуть.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
217
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector