Хальмер-Ю — город-призрак в Республике Коми

Хальмер-Юпоселок, который входит в состав Республики Коми, конечный пункт находится в 70-ти километрах к северо-востоку от Воркуты. История поселка начинается в военный период, когда немцы были у ворот Кавказа. Развивалась экономика, когда добывали уголь, тогда и были построены здания для местных жителей.  

  Уже через десятки лет большинству пришлось выехать и после этого Хальмер-Ю пустует. Но экстремалы-туристы продолжают посещать город-призрак, несмотря на то, что все здания разрушены и в поселке давно нет цивилизации.

Панорама мертвого города с высоты птичьего полета

Исследователи называют Хальмер-Ю второй Припятью. Само название в переводе означает “мертвая река”. Во время войны немцы хоронили там погибших и считали это место священным. Ныне считается уникальным и  полностью неразгаданным местом на Урале.

Этапы развития города

    Угольные пласты на реке Хальмер-Ю партия геолога Иванова открыла летом в 1942 году. Исследователей снегом унесло вглубь бездорожья и они чуть не умерли с голоду, спасли группу в зимнее время лыжники из Воркуты.

А вы хотели бы на экскурсию в Хельмер-Ю?
ДАНЕТ

В те времена немцы стояли на Кавказе, пытались добраться к Волге во время Второй мировой войны, в их власти был угольный Донбасс, поэтому добыча угля полностью была переложена на города, подобные Хальмер-Ю. Строительство шахты в Хальмер-Ю началось в 50-е годы ХХ века. На стройку не жалели ресурсов, люди работали при любой погоде. Уголь в Хальмер-Ю был лучшим и ценился во всем Советском Союзе. Работники при максимальной нагрузке получали зарплату выше средней.

Зима 1945 год, рабочие возвращаются с городской шахты

    В то время в городе проживало около 5 тысяч человек. Помимо метеостанции в городе были библиотека, учебные заведения, магазины, лазарет. Маленькие дети ходили в ясли, а школьники после уроков могли посетить дом культуры, где занимались музыкой. Когда было много снега, по радио школьникам задавали домашнее задание.

Упадок города

    Из Хальмер-Ю до Воркуты люди могли добраться на поезде. По расписанию он ходил не чаще чем два раза в день. Автомобильной дороги не было. Насыпь железной дороги сохранилась и к нашему времени, так же, как и полуразваленный вокзал.

   

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
В начале 90-х для людей настали плохие времена. В связи с нерентабельностью и с тем, что запасы угля исчерпались, шахту закрыли. Вскоре ликвидировали и сам поселок. Многие не хотели покидать родной дом и уезжать в Воркуту, поэтому людей принуждали к переезду.

Хальмер-Ю — наше время

Сегодня здесь военный полигон “Пембой”, пребывание на его территории опасно для жизни. Но туристов это не останавливает и они продолжают съезжаться сюда и рассказывать о своих походах в интернете.

Часть заброшенной улицы города, не используемой под военный полигон

Нормальной дороги нет, добраться возможно только на внедорожнике, или вездеходе. Также на территории находится водопад, который сейчас считается памятником природы.

Местные жители до сих пор ностальгируют и создают в социальных сетях группы, где люди делятся воспоминаниями, ищут друзей из детства, одноклассников и встречаются спустя столько лет.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
217
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector