Иультин — брошенный людьми город-призрак на Чукотке. Просуществовал он недолго. Когда-то великий промышленный город был как стремительно обоснован, так и покинут. На высшем этапе развития тут находилось около 5200 человек, сейчас же только дикие звери. Свое наименование город позаимствовал от ближней горы Ивалтын.
Прошлое города, возникновение
В былое время Чукотский край активно осваивался в связи с поисками залежей полезных ископаемых, а также с эксплуатацией заключенных ГУЛАГа.
Так в 1937 году на горе Ивалтын (чук. Длинная Льдина) геологом Владимиром Миляевым было найдено обширное скопление олова, молибдена и вольфрама.
Спустя год в эти края прибыли первые строители, но их замысел по изучению мест отодвинулся из-за приближения Второй Мировой. После окончания военных действий строительство продолжилось.
Одними из первых сооружений поселенцев были 2 дома из фанеры и несколько палаток, в которых обитало 73 рабочих. Со временем, усилиями заключенных, строительство разрасталось и уже в 1946 году был воздвигнут поселок Эгвекинот, а также 200-километровая дорога. Сам Иультин, что расположился чуть поодаль от первоначальной остановки геологов, обосновался в 1953 году. В 1959 году, спустя 6 лет, было запущено сердце этого огромного района — Иультинский Горно-обогатительный Комбинат им. В. И. Ленина.
Гигантская инфраструктура города стремительно развивалась, ее организовали за удивительно короткое время. Залежи вольфрама, олова и молибдена были весьма необходимы в производстве СССР.
Город расширялся и очень скоро о нем стала знать вся страна. Появились учебные заведения, детский сад, клубы а также аэропорт. К 1989 году количество жителей Иультина достигло 5000 особей, город признали промышленным центром Иультинского района, начались строительные работы над новой современной школой. Поселенцы Иультина были весьма состоятельными, что пару раз в год могли пользоваться услугами воздушного транспорта.
Упадок города и оставление его людьми
В дальнейших планах города было более обширное развитие производственной мощи и выработки сырья, однако эти замыслы так и не реализовались. С расколом Советского Союза в 1991 году предприятия лишились поддержки государства, а в реалиях торговой экономики, поставка сырья из таких далеких краев стала экономически неприбыльной. Рентабельность производства упала, комбинат закрыли. Разработки молибдена, олова и вольфрама оказались убыточными.
Некоторое время поселок еще кое-как существовал, но коммуникации были отрезаны и к 1995 году обитателям “добровольно-принудительно” пришлось покинуть погибающий город. К 2000 году последние жители уехали из поселка, мосты на автодороге скоротечно обветшали, тем самым превращая это место в город-призрак.
Наши дни
В наше время в Иультине осталось единственное полуживое сооружение — база пикета дорожней службы, что обслуживает сезонный региональный “автозимник” Эгвекинот — Мыс Шмидта.
После того как последние люди покинули свои дома и уехали из города, он остался нетронутым, словно огромный памятник былым временам. Оставленные в спешке квартиры, брошенные машины и детские сады, угрюмые очертания когда-то великого комбината — все это словно послание из прошлого.
Добираться в Иультин придется своими путями, так как дороги сильно обветшали, а мосты обрушились. Здания еще стоят на своих местах, но со временем они обваливаются, дорожные пути покрываются сорняками, еще сильнее превращая когда-то великое промышленное место в загадочный город-призрак.
Это был город-сказка,я там родился,я там жил!
я там родилась и жила до 1991
Я там родилась! Помню очень хорошо, детство было великолепное! Очень жаль…
Очень тяжело и больно смотреть на такие руны,сколько вложено труда,чтобы создать,на крайнем Севере,такое богатство и развалить-это преступления перед народам. Я жил в Иультине в 1980 году.
Первый и самый болезненный удар по отрасли был нанесен в середине 90-х, когда, испытывая неистовый валютный голод, государство выбросило на мировой рынок гигантский объем вольфрама из госрезервов — приблизительно два годовых производства России и около годового объема мирового потребления. Цены на вольфрам упали, а вслед за этим остановились и все 10 российских комбинатов, которые на тот момент добывали металл. А также половина мировых производителей ктоторые от такой доброты до сих пор не оправились.
МУДАКИ ПОЛНЫЕ ЕЛЬЦИНЫ
Я там родился, я там жил. Статья посредственная.
«Великий промышленный город» — это вообще что-то запредельное)