Иультин — покинутый город на Чукотке

Иультин — брошенный людьми город-призрак на Чукотке. Просуществовал он недолго. Когда-то великий промышленный город был как стремительно обоснован, так и покинут. На высшем этапе развития тут находилось около 5200 человек, сейчас же только дикие звери. Свое наименование город позаимствовал от ближней горы Ивалтын.

Прошлое города, возникновение

В былое время Чукотский край активно осваивался в связи с поисками залежей полезных ископаемых, а также с эксплуатацией заключенных ГУЛАГа.

Так в 1937 году на горе Ивалтын (чук. Длинная Льдина) геологом Владимиром Миляевым было найдено обширное скопление олова, молибдена и вольфрама.

Спустя год в эти края прибыли первые строители, но их замысел по изучению мест отодвинулся из-за приближения Второй Мировой. После окончания военных действий строительство продолжилось.

Панорама города, во времена, когда его населяли люди

Одними из первых сооружений поселенцев были 2 дома из фанеры и несколько палаток, в которых обитало 73 рабочих. Со временем, усилиями заключенных, строительство разрасталось и уже в 1946 году был воздвигнут поселок Эгвекинот, а также 200-километровая дорога. Сам Иультин, что расположился чуть поодаль от первоначальной остановки геологов, обосновался в 1953 году. В 1959 году, спустя 6 лет, было запущено сердце этого огромного района — Иультинский Горно-обогатительный Комбинат им. В. И. Ленина.

Гигантская инфраструктура города стремительно развивалась, ее организовали за удивительно короткое время. Залежи вольфрама, олова и молибдена были весьма необходимы в производстве СССР.

Вы слышали ранее о городе Иультин?
ДАНЕТ

Город расширялся и очень скоро о нем стала знать вся страна. Появились учебные заведения, детский сад, клубы а также аэропорт. К 1989 году количество жителей Иультина достигло 5000 особей, город признали промышленным центром Иультинского района, начались строительные работы над новой современной школой. Поселенцы Иультина были весьма состоятельными, что пару раз в год могли пользоваться услугами воздушного транспорта.

Упадок города и оставление его людьми

В дальнейших планах города было более обширное развитие производственной мощи и выработки сырья, однако эти замыслы так и не реализовались. С расколом Советского Союза в 1991 году предприятия лишились поддержки государства, а в реалиях торговой экономики, поставка сырья из таких далеких краев стала экономически неприбыльной. Рентабельность производства упала, комбинат закрыли. Разработки молибдена, олова и вольфрама оказались убыточными.

Одна из центральных площадей заброшенного города

Некоторое время поселок еще кое-как существовал, но коммуникации были отрезаны и к 1995 году обитателям “добровольно-принудительно” пришлось покинуть погибающий город. К 2000 году последние жители уехали из поселка, мосты на автодороге скоротечно обветшали, тем самым превращая это место в город-призрак.

Наши дни

В наше время в Иультине осталось единственное полуживое сооружение — база пикета дорожней службы, что обслуживает сезонный региональный “автозимник” Эгвекинот — Мыс Шмидта.

Улица города в наши дни

После того как последние люди покинули свои дома и уехали из города, он остался нетронутым, словно огромный памятник былым временам. Оставленные в спешке квартиры, брошенные машины и детские сады, угрюмые очертания когда-то великого комбината — все это словно послание из прошлого.

Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии "Одесской археологической школы", доктор исторических наук СССР, профессор.

Приехав сейчас в этот город можно на себе ощутить дыхание увядшей эпохи коммунизма. Здесь можно осознать величие гигантских перерабатывающих предприятий, а инфраструктура города, кстати, была лучшей во всем Чукотском крае. 

Добираться в Иультин придется своими путями, так как дороги сильно обветшали, а мосты обрушились. Здания еще стоят на своих местах, но со временем они обваливаются, дорожные пути покрываются сорняками, еще сильнее превращая когда-то великое промышленное место в загадочный город-призрак.

Рейтинг автора
Автор статьи
Иван Васильевич Гончаров
Журналист, краевед. Так же статьи Ивана Васильевича находятся на канале Дзен "История СССР"
Написано статей
203
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 2
Загрузка...

Читайте также:

1 комментарий

  1. Аноним:

    Это был город-сказка,я там родился,я там жил!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector