27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540

Во всем мире существует категория большегрузных автомобилей имеющая наименование: внедорожные самосвалы. Еще одно название таких гигантов – карьерные самосвалы. Их повышенная грузоподъемность приводит к таким сильным нагрузкам на грунт, что выдержать его способно лишь естественное покрытие. Также такие грузовики отличаются большими габаритами, что привело бы к созданию повышенной аварийной опасности на оживленных дорогах.

БЕЛаз-540

Один из семи заводов, выпускающих автомобили данной категории, расположен в Беларуси и называется просто «Белорусский автомобильный завод».

А вы считаете БелАЗ самым мощным советским самосвалом ?
ДАНЕТ

Карьерные самосвалы делают тут еще с советских времен. А поговорим мы сегодня об одной из первых моделей завода – БелАЗ-540.

Модель сменившая своего земляка

Карьерный способ добычи полезных ископаемых, при котором уголь, руда и другие материалы добывается открытым способом, является менее затратным, чем подземная добыча. Но, в данном случае не обойтись без большегрузных карьерных самосвалов. В Советском Союзе, богатом полезными ископаемыми, такой способ добычи был очень распространен, а «выручал» в послевоенные времена МАЗ-525, созданный на другом белорусском заводе.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Но, время шло, техника морально устаревала, да, и объемы все наращивались. Встал вопрос о новом, более грузоподъемном самосвале, способном работать в таких тяжелых условиях.

Это было необходимо сделать и с экономических соображений. Ведь себестоимость прямой добычи часто более чем наполовину состоит из транспортных расходов, а с ростом глубины разработок такая добыча и вовсе могла стать нерентабельной. Специалисты автозавода взялись за разработку новой машины, способной одновременно перевозить груз соответствующий объему 3-4-кубового ковша. В 1965 году таким автомобилем стал новый БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн.

Для экономически выгодной эксплуатации машины в таких условиях был применен ряд конструкторских разработок. Во-первых, была обеспечена плавность хода как при полностью загруженном движении, так и при движении порожняком. Эффект был достигнут благодаря пневмогидравлической подвеске. Ноу-хау стало также применение гидромеханической передачи. Новая конструкторская разработка, когда кабину расположили рядом с двигателем, позволила уменьшить колесную базу и общие размеры грузовика. Это позволило повысить его устойчивость при движении и повышенную маневренность. Грузовая платформа в виде ковша сделала погрузочные работы более удобными, а, также, увеличила устойчивость к опрокидыванию. Все эти разработки стали направлением, которого белорусские конструкторы придерживаются и по сей день.

БелАЗ-540 – взгляд изнутри

Автомобиль был оснащен 12-цилиндровым двигателем Д-12А, который был модификацией танкового. А вот обновленная модель 540А, появившаяся двумя годами позже имела внутри ЯМЗ-240, объемом 22,3 л. Это стало полезным решением, т. к. расход топлива снизился на четверть, а новый двигатель был унифицирован с другими ярославскими моторами, что делало его обслуживание более удобным.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Система гидроусиления руля была объединена с гидравлической системой разгрузочного механизма, что позволило сделать эксплуатацию машины более комфортным. Тормозная система была установлена пневматическая, барабанного типа.

Электрооборудование самосвала было 24-вольтовым, при том, что отрицательная клемма аккумулятора устанавливалась на массу.

Недостатки автомобиля

Первым стало неудобство кабины. Выиграв в ходовых качествах, производители проиграли в удобстве рабочего места самого водителя. Неудобство также создавала разность между гидромеханической передачей и пневмогидравлической подвеской в компоновке. Эти и другие недоработки привели конструкторов к дальнейшим изысканиям, с целью оптимизации агрегатов автомобиля и повышения их надежности. Еще одним требованием стало уменьшение общего веса механизмов самосвала.

БелАЗ-540 Опытный ‘1961

Карьерный гигант выпускался в течении 2 пятилеток с 1965 по 1975 годы, после чего был заменен более мощным БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн. В последующем также появились 75-тонный БелАЗ-549 и другие модели, грузоподъемность которых исчислялась уже не десятками, а сотнями тонн.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector