27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540
Во всем мире существует категория большегрузных автомобилей имеющая наименование: внедорожные самосвалы. Еще одно название таких гигантов – карьерные самосвалы. Их повышенная грузоподъемность приводит к таким сильным нагрузкам на грунт, что выдержать его способно лишь естественное покрытие. Также такие грузовики отличаются большими габаритами, что привело бы к созданию повышенной аварийной опасности на оживленных дорогах.
Один из семи заводов, выпускающих автомобили данной категории, расположен в Беларуси и называется просто «Белорусский автомобильный завод».
Карьерные самосвалы делают тут еще с советских времен. А поговорим мы сегодня об одной из первых моделей завода – БелАЗ-540.
Модель сменившая своего земляка
Карьерный способ добычи полезных ископаемых, при котором уголь, руда и другие материалы добывается открытым способом, является менее затратным, чем подземная добыча. Но, в данном случае не обойтись без большегрузных карьерных самосвалов. В Советском Союзе, богатом полезными ископаемыми, такой способ добычи был очень распространен, а «выручал» в послевоенные времена МАЗ-525, созданный на другом белорусском заводе.
Это было необходимо сделать и с экономических соображений. Ведь себестоимость прямой добычи часто более чем наполовину состоит из транспортных расходов, а с ростом глубины разработок такая добыча и вовсе могла стать нерентабельной. Специалисты автозавода взялись за разработку новой машины, способной одновременно перевозить груз соответствующий объему 3-4-кубового ковша. В 1965 году таким автомобилем стал новый БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн.
Для экономически выгодной эксплуатации машины в таких условиях был применен ряд конструкторских разработок. Во-первых, была обеспечена плавность хода как при полностью загруженном движении, так и при движении порожняком. Эффект был достигнут благодаря пневмогидравлической подвеске. Ноу-хау стало также применение гидромеханической передачи. Новая конструкторская разработка, когда кабину расположили рядом с двигателем, позволила уменьшить колесную базу и общие размеры грузовика. Это позволило повысить его устойчивость при движении и повышенную маневренность. Грузовая платформа в виде ковша сделала погрузочные работы более удобными, а, также, увеличила устойчивость к опрокидыванию. Все эти разработки стали направлением, которого белорусские конструкторы придерживаются и по сей день.
БелАЗ-540 – взгляд изнутри
Автомобиль был оснащен 12-цилиндровым двигателем Д-12А, который был модификацией танкового. А вот обновленная модель 540А, появившаяся двумя годами позже имела внутри ЯМЗ-240, объемом 22,3 л. Это стало полезным решением, т. к. расход топлива снизился на четверть, а новый двигатель был унифицирован с другими ярославскими моторами, что делало его обслуживание более удобным.
Электрооборудование самосвала было 24-вольтовым, при том, что отрицательная клемма аккумулятора устанавливалась на массу.
Недостатки автомобиля
Первым стало неудобство кабины. Выиграв в ходовых качествах, производители проиграли в удобстве рабочего места самого водителя. Неудобство также создавала разность между гидромеханической передачей и пневмогидравлической подвеской в компоновке. Эти и другие недоработки привели конструкторов к дальнейшим изысканиям, с целью оптимизации агрегатов автомобиля и повышения их надежности. Еще одним требованием стало уменьшение общего веса механизмов самосвала.
Карьерный гигант выпускался в течении 2 пятилеток с 1965 по 1975 годы, после чего был заменен более мощным БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн. В последующем также появились 75-тонный БелАЗ-549 и другие модели, грузоподъемность которых исчислялась уже не десятками, а сотнями тонн.