ГАЗ-16 — секретный проект летающего автомобиля СССР

Двадцатый век — эпоха технологического прогресса и всяческих сумасбродств. Это было время, когда даже самые смелые и неординарные идеи изобретателей и конструкторов имели право на жизнь, просто по причине “а почему бы и нет?”

А так как общество как раз переживало автомобильный бум(вспомнить только — “автомобиль не роскошь, а средство передвижения”), то неудивительно, что множество попыток, инноваций и модернизаций было совершено в этой сфере. Кто-то вспомнить и спорткарах 50-ых, которые развивали бешеную скорость за 300 км/час, кто-то подумает о революции в автодизайне тех годов.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Но, наверняка, мало кто предположит, что в столь уже отдаленные года на полном серьёзе предпринимались попытки создания летающих авто.

В погоне за фантазией

В конце 50-ых, на одной из выставок достижений современной науки в Нью-Йорке был представлен образец аэромобиля. Он был только экспериментальным и очень далеким от использования в реальной жизни. Но диковинный аппарат все равно смог заинтересовать посетителей мероприятия.

Пресса отзывалась о неожиданной новинке с любопытством и сдержанным энтузиазмом — ведь никто не знал, насколько осуществима подобная задумка. Но этого было достаточно, чтобы привлечь внимание советского правительства. Уникальное, не имеющее аналогов в остальном мире транспортное средство, сильно задевала самолюбие советов, ведь они претендовали на мировое первенство абсолютно во всем. Поэтому в скором времени была начата работа над собственной машиной, способной летать, порученная Горьковскому автозаводу. Она получила нехитрое название ГАЗ-16.

Он таки летает

В 60-ом начались труды. Естественно, что ни о каком парящем аки птица транспорте не шло и речи. Всем, кто смотрел “Назад в будущее 2” советуется забыть об увиденном фильме, если при слове “летающий автомобиль” у вас возникли ассоциации с этим кино.

А вы видели такой автомобиль?
ДАНЕТ

ГАЗ отрывался от земли максимум на 30 сантиметров, не более. Его основное назначение было не в том, чтобы рассекать в слоях атмосферы не хуже за самолёт. Он рассматривался, грубо говоря, как универсальный внедорожник, при этом способный двигаться над водной поверхностью и не обращающий внимание на различные ямы и выбоины. Как же интересно боролся СССР с проблемой плохих дорог.

Впрочем, первый блин, как говорится, вышел комом. Опытная машина вышла неповоротливой, сложной в управлении и медленной. Максимум, до которого она разгонялась — не более 40 км/час. Естественно, что для массового пользования такие показатели были низкими. Но, все таки, техника выполняла свою основную задачу — двигатели с турбинными лопастями позволяли создавать воздушный экран толщиной в 15 см. 16-ка таки парила над поверхностью, пускай толку от этого было немного.

Дальнейшие разработки

После не совсем удачной первой попытки, советские конструктора не стали опускать руки. Работа продолжалась. Были предприняты попытки переосмыслить уже созданную концепцию, что вылилось в ГАЗ-16А и ГАЗ-16Б.

Главным новшеством модификаций можно считать две турбины, установленные на багажник, что помогло создать более устойчивый профиль езды и развивать скорость до 150-ти км/час. В теории. Также капитально усилили движок, дав ему силы почти в 400 л.с., используя при этом двигатель от самолета МиГ. Теперь “летун” не терял устойчивости при ускорении и не старался при этом зарыться носом в землю. Впрочем, инновации так и не стали чем-то таким, что вдохнуло бы в проект свежие силы. Все же, нужной координации и комфорта в управлении аэромобиль не смог добиться. На испытательных заездах по прямой линии в 500 метров, было невозможно сохранить движение без заносов.

Несмотря на все старания водителя, 16-ку постоянно кренило то в одну, то в другую сторону. Автотранспорт иногда вовсе ни с того, ни с сего переходил в режим “дрифта”, несясь вперед боком и не желая выравниваться. И никакое мастерство вождения не смогло исправить подобную ситуацию.

Проект приказано закрыть

При этом всем, ГАЗ получался габаритным(длина — около 7.5 м., ширина — 2.2), что делало его неповоротливым даже при использовании колес или, как изначально планировалось, шасси. А расходы на производство одного экземпляра в разы превышало создание обычного авто, которое и так удовлетворяло запросы стандартного потребителя.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Конечно, создатели как могли, отстаивали свое детище, но обосновать целесообразность продолжения исследований так и не сумели. Поэтому власти приказали свернуть программу, а в качестве наследия оставили несколько фото построенных образцов и кузов, который сейчас находится в Московском техническом музее.

Заключение

Двадцатый век был полон различных технических сумасбродств. И создание авто, не использующего колеса, вполне возможно, не было самым невероятным из них. Все-таки, опытная модель была создана, и смогла передвигаться по воздуху.

Но, все же, и до сих пор подобные технологии остаются уделом фантастов. Что ж, поживем — увидим. А пока остается пользоваться проверенной десятилетиями четырехколесной системой.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
90
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector