ЛАЗ-695 — культовый советский автобус
ЛАЗ-695 поистине культовый и легендарный автобус Советского Союза, который до недавнего времени использовался и используется еще на всем постсоветском пространстве.
История создания
Этот автобус создавался на Львовском автобусном заводе. Он относился к городским высоковольтным среднего класса автобусам. Еще после войны в 1949 году на этом заводе в городе Львов в Западной Украине начали производить фургоны, автокраны прицепы, а также электромобили, которые были представлены экспериментальной партией.
Со временем на этом заводе был создан молодой коллектив инженеров и автомобильных конструкторов, которые хотели работать на благо общества.
Руководство страны планировало перевести сюда разработку автобусов ЗИС с заводом имени Сталина, но молодые инженеры и конструкторы, которые только что окончили институты и имели свое видение конструкции новых автобусов, категорически отказались работать над старыми проектами и захотели создавать свои новые.
Первые автобусы ЛАЗ
После того, как весной 1956 года первый ЛАЗ-695 увидел мир, их производство было поставлено на конвейер. Кстати в автобусах этой марки применялись двигатели ЗИЛ-124. На то время основными городскими автобусами был ЗИС-155. По сравнению с ним ЛАЗ вмещал в себе на несколько пассажиров больше, развивал по городу такую же скорость, но был длиннее и намного легче.
В 1957 году было принято решение модернизировать модель 695. Таким образом, новый ЛАЗ-695Б получил усиление основания кузова, а также было введено пневмопривод открывания дверей, то есть двери можно было открыть автоматически, а не с помощью механического рычага. На протяжении последующих годов, вплоть до 1986 автобусы ЛАЗ совершенствовались с каждым годом. В их конструкциях применялось что-то новое.
Применение автобусов
Данный тип автобусов применялся в основном как общественный городской транспорт. Он был на свое время самым комфортабельным и быстрым. Также этот тип автобусов модифицировался и использовался как туристический и для специальных назначений.
Так, например, в 1986 году после того, как на Чернобыльской атомной станции произошла катастрофа, высшее руководство Советского Союза поставило конструкторам Львовского автобусного завода задачу, согласно которой они должны были спроектировать и изготовить пять автобусов, которые были бы защищены от радиации и гамма излучений.
В большом количестве этот вид транспорта применяли для перевозки военнослужащих, а также работников разнообразных фабрик, заводов и других предприятий. Эти автобусы пользовались особым спросом из-за своей надежности, быстроты, а также мощности. Со временем их начали ставить на дальние рейсы междугороднего соединения.
Троллейбусы ЛАЗ
В силу того, что в 1960-х годах троллейбусные системы во многих городах Советского Союза начали стремительно разрастаться, возник вопрос о нехватке составов для городских соединений. На базе автобуса ЛАЗ впервые был изготовлен троллейбус в 1962 году в Баку.
Нужно сказать, что этот троллейбус был переделан из автобуса ЛАЗ первого поколения, изготовленного на Львовском автобусном заводе.
Со временем подобные троллейбусы начали разрабатывать непосредственно и на Львовском автобусном заводе. Они имели мощный электродвигатель, были достаточно манёвренный и легкими по сравнению с самыми популярными на то время троллейбусами марки МТБ. Но, к сожалению, подобные троллейбусы не были долговечными, срок их работы составлял до 8 лет.