Легендарный советский автомобиль ГАЗ-М20 «Победа»

В 40-х годах в Советском Союзе появилась необходимость в серийном выпуске экономичного легкового автомобиля на базе существующих серий. В то время отечественная автомобильная промышленность значительно отставала от ведущих мировых производителей автомашин и требовала значительной технической модернизации. Работы над новой маркой легкового автомобиля велись еще с середины 1930-х годов, но исследования в этой области продвигались очень медленно.

“Победа” — как все начиналось

Первые наброски внешнего вида автомашин, которые планировали серийно выпускать, были сделаны в 1938 году художником-конструктором В. Бродским.

Чертежи «Победы»

У новой модели был обтекаемый каплевидный кузов и плоская боковина без выступающих крыльев. Внешне эта модификация очень отличалась от существующих норм, но это давало большие преимущества для объема салона: его ширина стала значительно большей, что сулило дополнительный комфорт пассажирам.

А вы видели в живую такой автомобиль?
ДАНЕТ

Автор задумал использовать в своем проекте панорамное лобовое стекло. Но в то время большие гнутые стекла еще не научились делать, поэтому одно большое стекло было заменено двумя небольшими стеклами, установленными в виде буквы V, и двумя маленькими стеклами по бокам.

Фары не выступали, как было тогда принято, а были утоплены в крыльях. Полукруглая маска радиатора осталась без изменений.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
У будущего автомобиля была независимая передняя подвеска, которая располагалась поперечно, гидравлические тормоза и несущий кузов. Кроме того, предполагался багажник, но это преимущество омрачалось быстрым износом дверных петель из-за большого веса крышки.

Из нововведений, предусмотренных для новой модификации, предполагалось устройство барабанных тормозов. К сожалению, существенный недостаток такой конструкции тормозов плохо зарекомендовал себя в зимнее время: манжеты, имеющие изогнутый профиль, в холоде часто подтекали.

Над конструированием новой автомашины трудился целый штат конструкторов на базе Горьковского автозавода. Дело продвигалось медленно из-за отсутствия грамотных специалистов и современного оборудования – в то время отечественное автомобилестроение значительно уступало от уровня мировых производителей.

С началом Великой Отечественной войны все работы над новой моделью были прекращены. Возобновились они только в 1944 году. Теперь конструкторы под руководством А. Липгарта тщательно изучали узлы и конструктивные особенности завезенных импортных автомобилей и применяли новые знания в разработках новой модели. Ценный опыт очень продвинул работу над  моделью – к лету 1944 года чертежи всех узлов и деталей нового автомобиля были готовы. Окончательно модель доработал В. Самойлов.

Первые испытания и запуск в серию

6 ноября 1944 года испытали первый образец, сделанный вручную. Он имел несколько иной вид, чем серийные машины этого типа, которые стали выпускаться серийно. Это была машина варианта М25 с шестицилиндровым двигателем и имела черно-серую окраску.

К началу 1945 года впервые изготовили модель М20, которая получила название «Победа». Машина имела четырехцилиндровый двигатель и претерпела ряд конструктивных изменений. Был изменен внешний вид радиатора, подфарников и крыльев; цвет кузова стал бежевым.

Дольше трудились над внутренней отделкой. Заработала специальная лаборатория, занимающаяся разработкой дизайна салона и внешней отделки. Чтобы создать новую модель, отвечающую современным требованиям, нужны были ткани, пластик и другие материалы для окончательной отделки, которых очень не хватало.

Создали уникальную эмблему: на красном фоне большая буква «М», зубцы Нижегородского Кремля и чайка – символ Волги.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
19 июня 1945 года И. Сталину была показана первая модель ГАЗ М20 – легендарная «Победа», которая была высоко оценена специалистами. С 1946 года Горьковский завод освоил серийный выпуск нового автомобиля.

Уже к октябрю 1948 года выпустили первые 1 700 штук 1-й производственной серии «Победы». К этим машинам было много нареканий из-за плохого качества сборки.

Конвейер был временно остановлен, недостатки постарались оперативно устранить. Всего были изменено 346 деталей и узлов. Весь сборочный конвейер был полностью оснащен по современным технологиям.

Вторая модификация и завершение выпуска

С 1949 года завод стал выпускать «Победы» 2-й серийной модификации, уже с печкой. В новой серии доработали все существующие недочеты. Данная машина была мощностью 52 л.с.

Машина этой модификации имела большую популярность как в нашей стране, так и за рубежом – она стала первым отечественным автомобилем, широко экспортируемым за границу. Она получила очень высокие отзывы иностранных водителей и была востребованной вплоть до середины 1950-х годов.

Из-за инертности отечественного автопрома к 1957 году Победа стала устаревшей моделью. Несмотря на это, данная машина была еще долго популярной, особенно в СССР.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Всего за период с 1946 по 1958 годы, когда Горьковский автозавод выпускал модели этой серии, было выпущено 241 497 машин различной комплектации.

До сих пор «Победа» является раритетным автомобилем и охотно реставрируется любителями старинных машин.  

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector