Легендарный советский автомобиль ГАЗ-М20 «Победа»
В 40-х годах в Советском Союзе появилась необходимость в серийном выпуске экономичного легкового автомобиля на базе существующих серий. В то время отечественная автомобильная промышленность значительно отставала от ведущих мировых производителей автомашин и требовала значительной технической модернизации. Работы над новой маркой легкового автомобиля велись еще с середины 1930-х годов, но исследования в этой области продвигались очень медленно.
Содержание
“Победа” — как все начиналось
Первые наброски внешнего вида автомашин, которые планировали серийно выпускать, были сделаны в 1938 году художником-конструктором В. Бродским.
У новой модели был обтекаемый каплевидный кузов и плоская боковина без выступающих крыльев. Внешне эта модификация очень отличалась от существующих норм, но это давало большие преимущества для объема салона: его ширина стала значительно большей, что сулило дополнительный комфорт пассажирам.
Автор задумал использовать в своем проекте панорамное лобовое стекло. Но в то время большие гнутые стекла еще не научились делать, поэтому одно большое стекло было заменено двумя небольшими стеклами, установленными в виде буквы V, и двумя маленькими стеклами по бокам.
Фары не выступали, как было тогда принято, а были утоплены в крыльях. Полукруглая маска радиатора осталась без изменений.
Из нововведений, предусмотренных для новой модификации, предполагалось устройство барабанных тормозов. К сожалению, существенный недостаток такой конструкции тормозов плохо зарекомендовал себя в зимнее время: манжеты, имеющие изогнутый профиль, в холоде часто подтекали.
Над конструированием новой автомашины трудился целый штат конструкторов на базе Горьковского автозавода. Дело продвигалось медленно из-за отсутствия грамотных специалистов и современного оборудования – в то время отечественное автомобилестроение значительно уступало от уровня мировых производителей.
С началом Великой Отечественной войны все работы над новой моделью были прекращены. Возобновились они только в 1944 году. Теперь конструкторы под руководством А. Липгарта тщательно изучали узлы и конструктивные особенности завезенных импортных автомобилей и применяли новые знания в разработках новой модели. Ценный опыт очень продвинул работу над моделью – к лету 1944 года чертежи всех узлов и деталей нового автомобиля были готовы. Окончательно модель доработал В. Самойлов.
Первые испытания и запуск в серию
6 ноября 1944 года испытали первый образец, сделанный вручную. Он имел несколько иной вид, чем серийные машины этого типа, которые стали выпускаться серийно. Это была машина варианта М25 с шестицилиндровым двигателем и имела черно-серую окраску.
К началу 1945 года впервые изготовили модель М20, которая получила название «Победа». Машина имела четырехцилиндровый двигатель и претерпела ряд конструктивных изменений. Был изменен внешний вид радиатора, подфарников и крыльев; цвет кузова стал бежевым.
Дольше трудились над внутренней отделкой. Заработала специальная лаборатория, занимающаяся разработкой дизайна салона и внешней отделки. Чтобы создать новую модель, отвечающую современным требованиям, нужны были ткани, пластик и другие материалы для окончательной отделки, которых очень не хватало.
Создали уникальную эмблему: на красном фоне большая буква «М», зубцы Нижегородского Кремля и чайка – символ Волги.
Уже к октябрю 1948 года выпустили первые 1 700 штук 1-й производственной серии «Победы». К этим машинам было много нареканий из-за плохого качества сборки.
Конвейер был временно остановлен, недостатки постарались оперативно устранить. Всего были изменено 346 деталей и узлов. Весь сборочный конвейер был полностью оснащен по современным технологиям.
Вторая модификация и завершение выпуска
С 1949 года завод стал выпускать «Победы» 2-й серийной модификации, уже с печкой. В новой серии доработали все существующие недочеты. Данная машина была мощностью 52 л.с.
Машина этой модификации имела большую популярность как в нашей стране, так и за рубежом – она стала первым отечественным автомобилем, широко экспортируемым за границу. Она получила очень высокие отзывы иностранных водителей и была востребованной вплоть до середины 1950-х годов.
Из-за инертности отечественного автопрома к 1957 году Победа стала устаревшей моделью. Несмотря на это, данная машина была еще долго популярной, особенно в СССР.
До сих пор «Победа» является раритетным автомобилем и охотно реставрируется любителями старинных машин.