МАЗ 7904 — секретный грузовик-ракетоносец СССР
В первой половине 80-ых годов, во время чехарды власти в Советском Союзе, отношения между социалистическим и капиталическим лагерями накалились до наивысшей точки за последние 2-а десятилетия.
Для того, чтобы иметь возможность первыми использовать решающий козырь в борьбе с идеологическим врагом — ядерную ракету, руководство СССР позаботилось о создании беспрецедентной по своим масштабам машины.
Содержание
Сделано в Минске
С соответствующим запросом обратились в уже легендарный Минский автозавод, который славился качеством производимой автотехники.
Руководство поручили ОКБ Б. Шапошникова. Несмотря на свой преклонный возраст(почти 80-ть лет), он пользовался огромным авторитетом, который помог ему убедить государство в необходимости найма еще сотни конструкторов в штат и незамедлительного обеспечения их квартирами. Проект был такой важности, что запрос исполнили в максимально краткие сроки. А ради самого Шапошникова произвели кардинальные архитектурные изменения в здании ОКБ — прямо в кабинете главы проекта была проведена шахта лифта и установлено подъемное место персонально для ученого.
Но подобные затраты проводились не только благодаря авторитету Шапошникова — задача перед ним и его командой стояла до сих пор невиданная и новаторская. Министерство обороны нуждалось в исполинском тягаче для реактивного комплекса “Целина”. Из-за невероятно большого веса РК в 220 тонн, в мире тогда не находилась ни одного вида колесного транспорта, который смог бы перевозить подобную громадину.
Технические характеристики
Первая планёрка была проведена в феврале 1981-го. Через 2-а года был создан первый опытный образец, готовый к обкатке.
Тягач окрестили МАЗ-7904, связав названием с уже хорошо зарекомендовавшей себя серией ракетоносцев для РК “Тополь”.
По выходу из конвейера он обладал длиной в 32 метра, шириной почти в 7-мь и высотой в 3,5 м. Вдоль корпуса тягача поставили 6-ть пар колес, каждое диаметром в 3 метра, использовалось полная тяга 12*12. Обладая двигателем в 1500 л.с., он мог достигать скорости в 27 км/час с “Целиной” на спине.
Неся 220-ти тонный груз на борту, МАЗ-7904 не очень сильно отстал по килограммам — итоговая машина сама по себе весила огромные 140 тонн. Но иначе было никак — более “худое” транспортное средство не способно была бы выдержать подобную тяжесть и оставаться на ходу.
Ядерный щит на страже советских интересов
Первая обкатка МАЗа проводилась в окрестностях Минска. Из-за условий строжайшей секретности, ездил тягач только в тёмное время суток и в конкретный временной промежуток. Если первую предосторожность можно легко понять, то вторая исходила из учета графика пролета спутников-шпионов над территорией Белоруссии.
Когда тягач накатал более полутысячи километров, его переправили в Байконур, также в условиях строжайшей секретности. Чтобы отвадить подозрения западных “соседей”, руководство выдавало машину за транспортировщик для ракеты “Энергия”, создаваемой в рамках космической программы “Буран”.
Точно непонятна причина, почему МАЗ-7904 направили именно в Казахстан, но существует теория, что из машины хотели сделать составную часть ядерного щита СССР. Десять подобных машин должны были ездить по заранее обусловленному маршруту, а один из тягачей нес бы на себе ядерную ракету, расположение которой неизвестно врагам. В случае надобности, в течении буквально пары минут, можно было поразить любого противника в самое сердце.
Заключение
Но в итоге, машина плохо показала себя на испытаниях. Огромный вес самого МАЗа и “Целины”, не давал возможности ездить за пределами асфальтированных дорог, управление было крайне не отзывчивым.
В итоге это привело к тому, что тягач сначала закрыли в ангаре, а потом, уже после распада Союза, продали на металлолом.