Необычные спецмашины комунальщиков в СССР

Чистые улицы — признак благоустроенного государства. Ведь никто не скажет ничего хорошего про страну, если на дорогах и проспектах ее городов валяются кучи мусора. И пускай в СССР с этим вопросом не всё было хорошо, но о благоустройстве более-менее крупных городов они беспокоились.

Какая спецтехника лучше?
СоветскаяСовременная

А так как работы много, ведь площади обслуживаемой территории большие, а иногда просто огромные, то без достижений технического прогресса того времени не обошлось.

Т-1. Зимой и летом

В 1958-ом году конструкторское бюро Управления благоустройства Мосгорисполкома взялось за реализацию своего нового проекта — создание новой коммунальной спецмашины для поддержания городских улиц в чистоте и порядке. В том же году работники бюро представили Московскому исполкому сравнительно небольшой одноосный тягач, комплектуемый различными уборочными модулями, которые менялись в зависимости от сезона. Позаимствовав детали как с мотороллера, так и с авто, он представлял собой однокабиночную застекленную машину, оснащенную двухцилиндровым двигателем. 

На свою первую смену 35 машин Т-1 вышли зимой 58-го года. Точнее, это была их зимняя модификация — Т-13. Она была оснащена двумя поворотными плугами спереди, которые могли разгребать густой слой зимнего снега и прочищать путь для машин и пешеходов. Сзади нее крепился снегоразбрасыватель. Уникальность конструкции машины была в том, что задние колеса у нее были, во-первых — от мотороллера, во-вторых — спаяны вместе и крепились по центру. Это позволяло быть Т-13 очень маневренной и добираться на улице до любых труднодоступных и неудобных мест. 

Летом же выходила другая модификация оригинала — Т-1Л. На ней были установлены пылеочистительные щетки, а также воздушный насос, который убирал с улиц мелкий мусор. Уникальность конструкции с двумя спаянными колесами была нарушена — теперь сзади у Т-1Л стояла обычная автомобильная пара. 

Помимо этого, для машины был подготовлен ряд сменных модулей, которые превращали ее в транспорт для перевозки мусорных баков, колки льда и шнековой уборки снега.

Также была выпущена модель Т-10, которая получила обновления в дизайне, а также получила в свое распоряжение кусторез.  

Т-2 и ТУМ-975 спешат на помощь

В том же 58-ом, в подмогу Т-1 была выпущена следующая модель серии — Т-2. Только в отличие от предшественника, она не имела съёмных модулей и была предназначена для работы только в зимнее время. Из-за смены начинки — теперь вместо автомобильного мотора стоял мотороллерный, машина получилась компактных размеров и очень шустрой. Для летнего периода создали отдельную модель, которая получила название Т-4. Но из-за громоздкой и неудобной конструкции опытный образец был признан неудачным и не допущен в дальнейшее производство. 

Но свое лучшее произведение конструкторское бюро при УБМ создало в 1963-ем. Созданный ими ТУМ-975, которого назвали просто и емко — “Труженник”, прочно занял свое место. Как и Т-1, на него в зависимости от сезона цеплялись зимние и летние модули. Уникальную конструкцию с двумя спаянными задними колесами уже окончательно оставили в прошлом.

А сердце машины снова поменяли — теперь внутри пыхтел двигатель, снятый с 407-го Москвича, с пониженной мощностью до 27 конских сил. Выпуск ТУМа продолжался с начала 60-ых вплоть до середины 80-ых годов. Его конструкция была признана настолько удачной, что на него поступали заказы от правительств других стран, которые хотели, чтобы он очищал и их улицы тоже. 

Т-30. Логичная эволюция

Вскоре после отмены Т-4, под нож попал и Т-2. Взамен им выпустили Т-30 — переосмыслении концепции прошлых коммунальных спецмашин.

Новинка представляла собой небольшой одноместный тягач, к которому по надобности цеплялись различные прицепы с нужным оборудованием. Назначение прицепов было самым разнообразным — снегоуборка, водоперевозка, пылеочищение. Всего их изготовили в количестве 30 штук исключительно для уборки улиц столицы.

Заключение

Советские ученые и инженеры были способны на создание не только космических ракет и передового вооружения. Научная мысль работал и самых обыденных и житейских сферах — будь-то уборка снега или поддержание чистоты улиц летом или осенью. За что им и уважение. 

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector