Необычные спецмашины комунальщиков в СССР
Чистые улицы — признак благоустроенного государства. Ведь никто не скажет ничего хорошего про страну, если на дорогах и проспектах ее городов валяются кучи мусора. И пускай в СССР с этим вопросом не всё было хорошо, но о благоустройстве более-менее крупных городов они беспокоились.
А так как работы много, ведь площади обслуживаемой территории большие, а иногда просто огромные, то без достижений технического прогресса того времени не обошлось.
Т-1. Зимой и летом
В 1958-ом году конструкторское бюро Управления благоустройства Мосгорисполкома взялось за реализацию своего нового проекта — создание новой коммунальной спецмашины для поддержания городских улиц в чистоте и порядке. В том же году работники бюро представили Московскому исполкому сравнительно небольшой одноосный тягач, комплектуемый различными уборочными модулями, которые менялись в зависимости от сезона. Позаимствовав детали как с мотороллера, так и с авто, он представлял собой однокабиночную застекленную машину, оснащенную двухцилиндровым двигателем.
На свою первую смену 35 машин Т-1 вышли зимой 58-го года. Точнее, это была их зимняя модификация — Т-13. Она была оснащена двумя поворотными плугами спереди, которые могли разгребать густой слой зимнего снега и прочищать путь для машин и пешеходов. Сзади нее крепился снегоразбрасыватель. Уникальность конструкции машины была в том, что задние колеса у нее были, во-первых — от мотороллера, во-вторых — спаяны вместе и крепились по центру. Это позволяло быть Т-13 очень маневренной и добираться на улице до любых труднодоступных и неудобных мест.
Летом же выходила другая модификация оригинала — Т-1Л. На ней были установлены пылеочистительные щетки, а также воздушный насос, который убирал с улиц мелкий мусор. Уникальность конструкции с двумя спаянными колесами была нарушена — теперь сзади у Т-1Л стояла обычная автомобильная пара.
Помимо этого, для машины был подготовлен ряд сменных модулей, которые превращали ее в транспорт для перевозки мусорных баков, колки льда и шнековой уборки снега.
Также была выпущена модель Т-10, которая получила обновления в дизайне, а также получила в свое распоряжение кусторез.
Т-2 и ТУМ-975 спешат на помощь
В том же 58-ом, в подмогу Т-1 была выпущена следующая модель серии — Т-2. Только в отличие от предшественника, она не имела съёмных модулей и была предназначена для работы только в зимнее время. Из-за смены начинки — теперь вместо автомобильного мотора стоял мотороллерный, машина получилась компактных размеров и очень шустрой. Для летнего периода создали отдельную модель, которая получила название Т-4. Но из-за громоздкой и неудобной конструкции опытный образец был признан неудачным и не допущен в дальнейшее производство.
Но свое лучшее произведение конструкторское бюро при УБМ создало в 1963-ем. Созданный ими ТУМ-975, которого назвали просто и емко — “Труженник”, прочно занял свое место. Как и Т-1, на него в зависимости от сезона цеплялись зимние и летние модули. Уникальную конструкцию с двумя спаянными задними колесами уже окончательно оставили в прошлом.
А сердце машины снова поменяли — теперь внутри пыхтел двигатель, снятый с 407-го Москвича, с пониженной мощностью до 27 конских сил. Выпуск ТУМа продолжался с начала 60-ых вплоть до середины 80-ых годов. Его конструкция была признана настолько удачной, что на него поступали заказы от правительств других стран, которые хотели, чтобы он очищал и их улицы тоже.
Т-30. Логичная эволюция
Вскоре после отмены Т-4, под нож попал и Т-2. Взамен им выпустили Т-30 — переосмыслении концепции прошлых коммунальных спецмашин.
Новинка представляла собой небольшой одноместный тягач, к которому по надобности цеплялись различные прицепы с нужным оборудованием. Назначение прицепов было самым разнообразным — снегоуборка, водоперевозка, пылеочищение. Всего их изготовили в количестве 30 штук исключительно для уборки улиц столицы.
Заключение
Советские ученые и инженеры были способны на создание не только космических ракет и передового вооружения. Научная мысль работал и самых обыденных и житейских сферах — будь-то уборка снега или поддержание чистоты улиц летом или осенью. За что им и уважение.