Необычные вариации и модели ЗИЛ-131
Послевоенная жизнь потребовала от автомобилестроителей создания новейшего грузовика повышенной проходимости, хорошей грузоподъемности, с комфортной вместительной кабиной и небольшим расходом горючего на замену ЗИЛ-157, который начинал устаревать.
Уже в 1956 году пробный экземпляр такого автомобиля, разработанного на базе имеющегося ЗИЛ-130, успешно выдержал все испытания, но стал серийно выпускаться только с 1967 года. Изначально он предназначался исключительно для военных целей, но получился настолько удачным, что пригодился и в народном хозяйстве.
В потоке мчащихся машин без труда можно выделить машину марки ЗИЛ-131. На ее базе было выпущено несколько модификаций машин, которые способны выполнять узкие задачи. Их количество было ограничено.
Содержание
ЗИЛ-131А
Машин данной модификации было выпущено сравнительно немного – в 1971 году их производство прекратилось. От базовой модели их отличало неэкранированное электрическое оборудование, отсутствие военного снаряжения и конструкций, его удерживающих. Кроме того, модель ЗИЛ-131А не была оборудована средней съемной скамейкой и у нее отсутствовала верхняя фара-искатель.
Машина предназначалась для перевозки грузов и людей в мирное время.
ЗИЛ-131В
Ударно потрудился для народного хозяйства СССР следующий «вариант» легендарного грузовика – его задумали седельным тягачом. Имея укороченную раму и два запасных колеса, этот труженик, оборудованный седельно-сцепным устройством с полуприцепом, имел грузоподъемность до 12 тонн – по хорошим дорогам и до 10 тонн – по грунтовым.
Автозавод начал выпуск этого тягача в 1968 году. Машина показала хорошие эксплуатационные характеристики и успешно использовалась при перевозке различных грузов. Серийный выпуск ее остановлен в 1986 году.
ЗИЛ-131Д
Необходимость создания мощного и надежного самосвала привела к модернизации уже имеющегося шасси, которое при испытаниях забраковали. Модель к производству не допустили.
Интересно, но всего два года – с 1992 по 1994 – на автозаводе имени Лихачева производили машины с аналогичным названием. Шасси для них использовали с ЗИЛ-131, а мотор усовершенствовали.
Грузовик показал себя вполне надежным, но его вытеснили более поздние разработки.
ЗИЛ-131Н
Базовая модель грузовика постоянно модернизировалась, в результате чего появилась ее улучшенная модель – ЗИЛ-131Н. Новая машина была оборудована новым мощным мотором, что сразу значительно увеличило ее ходовой ресурс – до 250 000 км.
Улучшились условия для водителя и пассажиров: на кузов предусмотрели тент из синтетической ткани с возможностью демонтажа, а в кабине появилась новая оптика.
Несмотря на неплохие показатели, машина этой марки была снята с производства в 1987 году.
Совсем небольшими партиями производили машины указанной базовой модели с улучшенными характеристиками. Так, модель ЗИЛ-131НВ получила значительно улучшенную грузовую платформу; на ЗИЛ-131Н1 был установлен мощный дизельный агрегат мощностью 105 л. с., а на ЗИЛ-131Н2 – 132-сильный мотор.
ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС
Данные версии базовой модели были выполнены для условий Крайнего Севера: машины могли эксплуатироваться при морозах – 60 градусов. В кабинах установили автономное отопление, двойное остекление, дополнительную теплоизоляцию кабины и аккумулятора и морозоустойчивую резину.
Позднее вышли улучшенные версии – ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС.
Редкие модернизации
К машинам, используемым для особых потребностей, стоит отнести ЗИЛ-131Х (для пустынных районов), ЗИЛ-131-137Б (автопоезд), ЗИЛ-131КУНГ (передвижная станция очистки воздуха), ЗИЛ-131-АТЗ-3 и ЗИЛ-131-МЗ-131 (заправщики топлива).
ЗИЛ-131-АЦ-40
Эта модель используется при тушении пожаров.
Полностью производство машин марки ЗИЛ остановлено с 2002 года.