РАФ-2203. Лицо маршрутного такси и транспортной медицины
Сейчас города уже не мыслимы без сети маршрутных такси, которые пусть и дороже аналоговых трамваев и автобусов, но и довозят до места назначения гораздо быстрее. Удобство и адекватность водителя — это уже другой вопрос.
Нынешнее поколение, скорее всего, не знает, кого на просторах постсоветского пространства можно считать прародителем современных маршруток. Но всем, кто вырос в 80-ые и 90-ые года, без сомнения вспомнятся вездесущие “РАФики”, которые массово использовались и для пассажирских перевозок, и в качестве карет скорой помощи. Именно о них будет рассказано ниже.
История создания
Начнем с того, что РАФ — наименование не модели машины, а аббревиатура завода, на котором ее выпускали — Рижская автобусная фабрика. 2203-ью модель окрестили просто и емко — “Латвия”. Сама по себе предыстория фабрики является интересным материалом, но если вкратце — основали его в 49-ом году и долгое время не могли укрепиться на авторынке СССР. Создание новой модели своей серии микроавтобусов обещало стать прорывом, и вывести РАФ в передовые производители, пускай только в своей специализированной нише.
Работу над “Латвией” начали в 63-ом году. Тогда всем массовым производителям техники правительством СССР была задана ориентация на хим.промышленность — на смену металла должен был прийти стеклопластик и подобные материалы. Однако в скором времени все вернулось на круги своя, а прототип 2203, с кузовом из стекловолокна, выкинули на свалку и больше к нему не возвращались.
В дальнейшем директором фабрики было принято решение о продолжение работы на конкурсной основе. Было создано две конструкторские группы, под руководством А. Миезиса и А.Бергса. К 68-ому году оба коллектива предоставили свои эскизы будущей машины, которые потом повезли в Москву на одобрение. Хотя экспертная комиссия выбрала вариант Миезиса, все тот же директор РАФа — Илья Поздняк — считал, что более перспективной машиной является модель Бергса. На ней же в итоге и остановились.
Так как предприятие к тому время едва превышала уровень региональных масштабов и для всесоветского производства абсолютно не годился, в 69-ом году был заложен новый автозавод, базировавшийся в городе Елгава.
Эксплуатация
Медицина
Первые серийные машины были спущены с конвейера в 75-ом году. Микроавтобусы использовали в качестве основного транспортного средства на 25-ом съезде КПСС.
Но основной заказ на РАФы был у Министерства здравоохранения. Львиная доля выпускаемых машин продолжила свою жизнь в качестве карет скорой помощи. Практически любая машина, которая приезжала по вызову — была 2203-ью моделью. Для этих целей была выпущена модификация, в салоне которой были установлены нескладные носилки, была возможность для крепежа второго койко-места. Поэтому в одной машине за раз можно было перевозить двух больных. У изголовья носилок крепили вращающиеся кресло врача со шкафчиками для медицинских препаратов по левую руку.
Маршрутка
Также массово применялись РАФы в качестве маршрутных такси. Так как особых аналогов у них не было, вскоре у жителей городов они стали ассоциироваться именно с этим видом транспорта. В салоне размещалось 11 пассажирских мест плюс одно рядом с водителем. Останавливались микроавтобусы строго на остановках. Время ожидания маршрутки, в среднем, составляло около 15-ти минут, проезд был относительно дорогим — 20-ть копеек.
Однако, это компенсировалось тем, что до своей остановки доезжали в два, а то и в три раза быстрее, чем на трамвае или троллейбусе. В начале 90-ых микроавтобусы серии пользовались такой бешеной популярностью, что вскоре стали именем нарицательным и все маршрутные такси по привычке называли “рафиками”
Олимпиада-80
С запуском РАФов-2203 в массовое производство, их быстро решили освоить под ОИ в Москве. “Латвия” стал официальным автомобилем Игр и получил несколько модификаций. Его использовали и в качестве транспортировки спортивных снарядов, велосипедов, деталей парусных яхт. Был создан вариант для работников антидопинговой службы, со всем необходимым оборудованием внутри.
Освоена машина была также в качестве тягача для фургончиков со спортсменами, которых доставляли на соревнования или места жительства. Машины использовались в качестве носителей электронных табло, на которых показывался результат.
Заключение
Несмотря на свою высокую популярность, в 80-ых годах качество автомобиля постоянно падало. Попытки оживить серию не приносили нужного эффекта. И хотя по инерции машиной продолжали массово пользоваться, под конец 90-ых ее массово начала вытеснять не менее культовая “Газелька”. Как итог — в 97-ом году производство РАФов было прекращено, а сам завод почил годом позже. Но память о своем главном детище он оставил на долгие десятилетия.