РАФ-2203. Лицо маршрутного такси и транспортной медицины

Сейчас города уже не мыслимы без сети маршрутных такси, которые пусть и дороже аналоговых трамваев и автобусов, но и довозят до места назначения гораздо быстрее. Удобство и адекватность водителя — это уже другой вопрос.

Нынешнее поколение, скорее всего, не знает, кого на просторах постсоветского пространства можно считать прародителем современных маршруток. Но всем, кто вырос в 80-ые и 90-ые года, без сомнения вспомнятся вездесущие “РАФики”, которые массово использовались и для пассажирских перевозок, и в качестве карет скорой помощи. Именно о них будет рассказано ниже.

История создания

Начнем с того, что РАФ — наименование не модели машины, а аббревиатура завода, на котором ее выпускали — Рижская автобусная фабрика. 2203-ью модель окрестили просто и емко — “Латвия”. Сама по себе предыстория фабрики является интересным материалом, но если вкратце — основали его в 49-ом году и долгое время не могли укрепиться на авторынке СССР. Создание новой модели своей серии микроавтобусов обещало стать прорывом, и вывести РАФ в передовые производители, пускай только в своей специализированной нише.

РАФ-977И «Латвия» ‘1962–68

Работу над “Латвией” начали в 63-ом году. Тогда всем массовым производителям техники правительством СССР была задана ориентация на хим.промышленность — на смену металла должен был прийти стеклопластик и подобные материалы. Однако в скором времени все вернулось на круги своя, а прототип 2203, с кузовом из стекловолокна, выкинули на свалку и больше к нему не возвращались.

А у вас был такой автомобиль?
ДАНЕТ

В дальнейшем директором фабрики было принято решение о продолжение работы на конкурсной основе. Было создано две конструкторские группы, под руководством А. Миезиса и А.Бергса. К 68-ому году оба коллектива предоставили свои эскизы будущей машины, которые потом повезли в Москву на одобрение. Хотя экспертная комиссия выбрала вариант Миезиса, все тот же директор РАФа — Илья Поздняк — считал, что более перспективной машиной является модель Бергса. На ней же в итоге и остановились.

Так как предприятие к тому время едва превышала уровень региональных масштабов и для всесоветского производства абсолютно не годился, в 69-ом году был заложен новый автозавод, базировавшийся в городе Елгава.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Он должен был обеспечить выпуск 25000 микроавтобусов в год. К моменту окончания строительства, конструкторская группа значительно доработала и модернизировала модель Бергса, изменив ее до неузнаваемости. Именно так на свет появился РАФ-2203, позже наименованый “Латвией”

Эксплуатация

Медицина

Первые серийные машины были спущены с конвейера в 75-ом году. Микроавтобусы использовали в качестве основного транспортного средства на 25-ом съезде КПСС.

Но основной заказ на РАФы был у Министерства здравоохранения. Львиная доля выпускаемых машин продолжила свою жизнь в качестве карет скорой помощи. Практически любая машина, которая приезжала по вызову — была 2203-ью моделью. Для этих целей была выпущена модификация, в салоне которой были установлены нескладные носилки, была возможность для крепежа второго койко-места. Поэтому в одной машине за раз можно было перевозить двух больных. У изголовья носилок крепили вращающиеся кресло врача со шкафчиками для медицинских препаратов по левую руку.

Маршрутка

Также массово применялись РАФы в качестве маршрутных такси. Так как особых аналогов у них не было, вскоре у жителей городов они стали ассоциироваться именно с этим видом транспорта. В салоне размещалось 11 пассажирских мест плюс одно рядом с водителем. Останавливались микроавтобусы строго на остановках. Время ожидания маршрутки, в среднем, составляло около 15-ти минут, проезд был относительно дорогим — 20-ть копеек.

Однако, это компенсировалось тем, что до своей остановки доезжали в два, а то и в три раза быстрее, чем на трамвае или троллейбусе. В начале 90-ых микроавтобусы серии пользовались такой бешеной популярностью, что вскоре стали именем нарицательным и все маршрутные такси по привычке называли “рафиками”

Олимпиада-80

С запуском РАФов-2203 в массовое производство, их быстро решили освоить под ОИ в Москве. “Латвия” стал официальным автомобилем Игр и получил несколько модификаций. Его использовали и в качестве транспортировки спортивных снарядов, велосипедов, деталей парусных яхт. Был создан вариант для работников антидопинговой службы, со всем необходимым оборудованием внутри.

Освоена машина была также в качестве тягача для фургончиков со спортсменами, которых доставляли на соревнования или места жительства. Машины использовались в качестве носителей электронных табло, на которых показывался результат.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Главной же модификацией “Латвии” был автомобиль, подогнанный под сопровождение и обеспечение сохранности олимпийского огня

Заключение

Несмотря на свою высокую популярность, в 80-ых годах качество автомобиля постоянно падало. Попытки оживить серию не приносили нужного эффекта. И хотя по инерции машиной продолжали массово пользоваться, под конец 90-ых ее массово начала вытеснять не менее культовая “Газелька”. Как итог — в 97-ом году производство РАФов было прекращено, а сам завод почил годом позже. Но память о своем главном детище он оставил на долгие десятилетия.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector