Самые большие самосвалы СССР

Одной из основных статей дохода Советского Союза от экспорта была торговля полезными ископаемыми. Уголь, алмазы, руда, железо — на огромных по своим масштабам карьерах день и ночь кипела работа. Но человеческой силы там было мало. Большим масштабам добычи нужны были такие же большие машины и спецтехника.

Какой автомобиль мощнее?
КрАЗКАМаз

Одним из подобных инструментов работы в карьере были самосвалы — огромных размеров авто, которые занимались транспортировкой как добытых ценных залежей, так и обычной вывозкой многотонного мусора.

Гиганты

Большинство самосвалов из-за особенностей своего строения были непригодны для езды на обычных дорогах. Огромный вес, исполинская высота, специфика управления — все это делало машину разрушителем обычного асфальтированного шоссе. Поэтому таких гигантов по деталям перевозили на место работ, а там уже собирали. 

Так как техника была узкоспециализированной в своем пользовании, то и выпускали ее ограниченным тиражом и заводов, которые разрабатывали авто данного типа, было очень мало. Наиболее знаковым на территории СССР был Белорусский автомобильный завод, который создал целую серию в своем роде культовых машин.

БелАЗ-549. Логическая эволюция

К середине 60-ых годов, качество задействованных в карьерах самосвалов перестало устраивать советское руководство. Темпы и количество добычи полезных ресурсов требовало более мощную и производительную машину. В уже отлично зарекомендовавший себя Белорусский автозавод был направлен заказ на создание новой спецтехники. Результатом долгих лет работы и стал БелАЗ-549. 

Первая опытная модель была создана в 1968-ом году. Тогда же и началась обкатка и доработка машины. Сложность задачи заключалась также в том, что на самом заводе было недостаточное количество цехов, которые бы смогли взять на себя часть необходимых работ по производству машины. Поэтому, параллельно с дорожными испытаниями БелАЗа, происходила существенная модернизация и расширение рабочей области завода. Подобная затратность негативно сказалась на проекте, что привело к тому, что только спустя 8 лет работы новый самосвал стал полноценно использоваться на карьерах. 

Весивший 142-е тонны и имевший в высоту практически 5 метров, он был первым самосвалом в СССР, который использовал при передвижении электрические двигатели. Как следствие, значительно увеличилась производительность машины, что сделало ее логическим шагом в развитии авто подобного типа.

БелАЗ-7521. Первый в СССР

Из-за того, что выпуск “549-ки” затянулся, эта модель получилась хорошей, но не отвечающей современным требованиям. В мире уже вовсю использовались самосвалы с куда большей грузоподъемностью — в 170-190 тонн против 70 тонн “549-ки”. 

Поэтому на тот же завод поступил запрос о создании новой модели, которая бы соответствовала мировым стандартам и могла транспортировать аналогичные веса. Этой моделью стал БелАЗ-7521.

В качестве основы был использован зарубежный самосвал, но из-за большого количества технических правок, машина БАЗа является не копией, а во многом оригинальным произведением. Созданный в 1979-ом году, он быстро прошел заводские и государственные испытания и отправился на работу в карьеры.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Там он зарекомендовал себя хорошо, правда с рядом своих недостатков. Что не помешало ему стать незаменимой деталью в процессе добычи полезных ископаемых.

Конкуренты

Пускай в создании самосвалов, предназначенных для работы в карьере, БАЗ был передовым в СССР, но для создания подобной техники в использовании в городских условиях были задействованы умельцы со всего Союза.

КамАЗы

Начавший свою жизнь в 1976-ом году, Камский автомобильный завод до сих пор славится своей тяжелой автотехникой. Во время существования СССР, он сумел отличиться и в создании самосвалов, которые широко использовались при строительных работах в городской черте или по заказу ЖЭКа. Одной из знаковых моделей производства был КамАЗ-5511, весивший 18-ть тонн и обладавший грузоподъемностью в 10. 

Несмотря на то, что выпуск “5511-ки” был прекращен в 1990-ом году, его до сих пор можно встретить на дорогах постсоветского пространства. 

Также можно отметить логическое продолжение модели — КамАЗ-55111, получивший более мягкий ход, удобную кабину водителя и большую грузоподъемность.

КрАЗы

Также стоит отметить продукцию Кременчугского автомобильного завода, широко выпускавший карьерные самосвалы для нужд Советского Союза.

Одной из наиболее знаковых продукций КрАЗа в данном типе авто можно считать КрАЗ-256Б. Получивший широкое признание в СССР, он также массово экспортировался в страны капиталистического лагеря.

Заключение

История самосвалов в Союзе велика и далеко не ограничивается вышеописанными моделями. Некоторые из них уже отработали свое, некоторые и даже после окончания выпуска продолжают эксплуатироваться. И какое-бы сейчас не относились к СССР, но технику они делать умели.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector