Самые большие самосвалы СССР
Одной из основных статей дохода Советского Союза от экспорта была торговля полезными ископаемыми. Уголь, алмазы, руда, железо — на огромных по своим масштабам карьерах день и ночь кипела работа. Но человеческой силы там было мало. Большим масштабам добычи нужны были такие же большие машины и спецтехника.
Одним из подобных инструментов работы в карьере были самосвалы — огромных размеров авто, которые занимались транспортировкой как добытых ценных залежей, так и обычной вывозкой многотонного мусора.
Содержание
Гиганты
Большинство самосвалов из-за особенностей своего строения были непригодны для езды на обычных дорогах. Огромный вес, исполинская высота, специфика управления — все это делало машину разрушителем обычного асфальтированного шоссе. Поэтому таких гигантов по деталям перевозили на место работ, а там уже собирали.
Так как техника была узкоспециализированной в своем пользовании, то и выпускали ее ограниченным тиражом и заводов, которые разрабатывали авто данного типа, было очень мало. Наиболее знаковым на территории СССР был Белорусский автомобильный завод, который создал целую серию в своем роде культовых машин.
БелАЗ-549. Логическая эволюция
К середине 60-ых годов, качество задействованных в карьерах самосвалов перестало устраивать советское руководство. Темпы и количество добычи полезных ресурсов требовало более мощную и производительную машину. В уже отлично зарекомендовавший себя Белорусский автозавод был направлен заказ на создание новой спецтехники. Результатом долгих лет работы и стал БелАЗ-549.
Первая опытная модель была создана в 1968-ом году. Тогда же и началась обкатка и доработка машины. Сложность задачи заключалась также в том, что на самом заводе было недостаточное количество цехов, которые бы смогли взять на себя часть необходимых работ по производству машины. Поэтому, параллельно с дорожными испытаниями БелАЗа, происходила существенная модернизация и расширение рабочей области завода. Подобная затратность негативно сказалась на проекте, что привело к тому, что только спустя 8 лет работы новый самосвал стал полноценно использоваться на карьерах.
Весивший 142-е тонны и имевший в высоту практически 5 метров, он был первым самосвалом в СССР, который использовал при передвижении электрические двигатели. Как следствие, значительно увеличилась производительность машины, что сделало ее логическим шагом в развитии авто подобного типа.
БелАЗ-7521. Первый в СССР
Из-за того, что выпуск “549-ки” затянулся, эта модель получилась хорошей, но не отвечающей современным требованиям. В мире уже вовсю использовались самосвалы с куда большей грузоподъемностью — в 170-190 тонн против 70 тонн “549-ки”.
Поэтому на тот же завод поступил запрос о создании новой модели, которая бы соответствовала мировым стандартам и могла транспортировать аналогичные веса. Этой моделью стал БелАЗ-7521.
В качестве основы был использован зарубежный самосвал, но из-за большого количества технических правок, машина БАЗа является не копией, а во многом оригинальным произведением. Созданный в 1979-ом году, он быстро прошел заводские и государственные испытания и отправился на работу в карьеры.
Конкуренты
Пускай в создании самосвалов, предназначенных для работы в карьере, БАЗ был передовым в СССР, но для создания подобной техники в использовании в городских условиях были задействованы умельцы со всего Союза.
КамАЗы
Начавший свою жизнь в 1976-ом году, Камский автомобильный завод до сих пор славится своей тяжелой автотехникой. Во время существования СССР, он сумел отличиться и в создании самосвалов, которые широко использовались при строительных работах в городской черте или по заказу ЖЭКа. Одной из знаковых моделей производства был КамАЗ-5511, весивший 18-ть тонн и обладавший грузоподъемностью в 10.
Несмотря на то, что выпуск “5511-ки” был прекращен в 1990-ом году, его до сих пор можно встретить на дорогах постсоветского пространства.
Также можно отметить логическое продолжение модели — КамАЗ-55111, получивший более мягкий ход, удобную кабину водителя и большую грузоподъемность.
КрАЗы
Также стоит отметить продукцию Кременчугского автомобильного завода, широко выпускавший карьерные самосвалы для нужд Советского Союза.
Одной из наиболее знаковых продукций КрАЗа в данном типе авто можно считать КрАЗ-256Б. Получивший широкое признание в СССР, он также массово экспортировался в страны капиталистического лагеря.
Заключение
История самосвалов в Союзе велика и далеко не ограничивается вышеописанными моделями. Некоторые из них уже отработали свое, некоторые и даже после окончания выпуска продолжают эксплуатироваться. И какое-бы сейчас не относились к СССР, но технику они делать умели.