ВАЗ 2121 “Нива”. Легендарный советский внедорожник, покоривший мир

Не так уж и много автомобилей, которые выпускались еще во времена СССР, продолжают пользоваться популярностью и поныне. Еще меньше из них получают концептуальное и идейное развитие, продолжая не просто существовать в “полоборота”, а живут насыщенной “автомобильной” жизнью. Именно таким авто и является “Нива”, которая до сих продолжает влюблять в себя все новых и новых поклонников не только в странах СНГ, но и за рубежом.

История создания

Известно, что в строительстве ВАЗа самое деятельное участие брали итальянцы, работники мирового концерна “Fiat”. Первые “Жигули” ВАЗ 2101 были построены именно на основе модели этого автогиганта. Но в 70-ом году срок контракт подходил к концу, и теперь советским инженерам и конструкторам ВАЗ приходилось надеяться только на свои силы.

И как раз именно тогда перед ними была поставлена задача придумать автомобиль “для села”, который сможет выдержать свойственное для этих местностей бездорожье и будет приспособлен для перевозки сельскохозяйственных грузов — мешков с картошкой, дров на отопку и т.д. В конкурсе также участвовали автозаводы Ижмаша и АЗЛК(выпустившие всем известный “Москвич”). Но именно разработанная модель Тольяттинского предприятия наиболее соответствовала требованиям руководства СССР к новой машине

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Хитро мудрить не стали и использовали наработки прошлой модели авто, выпускаемых на ВАЗе — “Жигуль” 2106, он же “шестерка”.

В 72-ом году были созданы первые прототипы, на которых обкатывали мотор. Они удачно прошли самые первые испытания, поэтому уже через год было объявлено о первом серийном производстве новой модели. К 74-ому выпустили 15 опытных образцов, на которых водители-испытатели исколесили весь зауральский СССР, а также территорию самого Урала. Так как “Нива” не была ни классическим авто, ни действительно внедорожным, была разработана универсальная программа испытаний для проверки на качество.

Главным отличием от зарубежных конкурентов типа Land Rover и Range Rover был полный привод, который обеспечивал лучшую проходимость на коротких участках дороги, состоявших чуть менее, чем полностью из ям. Именно там “Нива” демонстрировала все свои лучшие качества, буквально пролетая над поверхностью. Также полный привод обошелся инженерам с ВАЗа значительно дешевле, чем классический, ведь для уменьшения расходов на производство были использованы имеющиеся в наличии готовые заводские двигатели.

А у вас была «Нива»?
ДАНЕТ

Заводские, а затем государственные испытания прошли на “ура”, в их ходе машина показала себя с лучшей стороны, по ходу исправили несколько мелких недочетов. В конце июля 75-го был подписан приказ об массовом производстве нового автомобиля, первого советского “внедорожника”.

Эксплуатация

В народе машину сразу же полюбили. Объемы авто, выпускаемых с конвейера росли с каждым годом. Впрочем, “Нива” с самого начала выпуска зарекомендовало себя как дефицитный товар. Почему же, ведь популярность была, заводские обороты росли, все должно было способствовать массовому распространению. Причина донельзя проста и уж очень “советская”, так сказать — подавляющий процент “Нив”(около 80-ти) экспортировался за рубеж.

Пользовалась спросом модель во Франции и странах Бенилюкса, культовый статус ВАЗ 2121 приобрел в Японии. Конструкторы со страны Восходящего солнца делали свой легендарный внедорожник “Suzuki Vitara”, вдохновляясь именно советским автомобилем! А в Германии очереди за “Нивой” были не меньше, чем за новыми “Мерседесами”. Впрочем, оно и неудивительно — отличнейшие ездовые характеристики сочетались с дополнительным, зарубежным, уровнем комфорта, который советскому автомобилисту только снились! В общем, “Нива” экспортировалась примерно в 100 стран мира, и в большинстве имела если не оглушительный, то весьма солидный успех.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Также авто отлично показало себя в различных ралли, самый знаменитое — легендарный путь Париж-Дакар.

Имеет множество модификаций, выпускавшиеся и после развала СССР.

Технические характеристики

Весила машина солидные 1200 кг, еще плюс сверху можно было нагрузить 4-ех пассажиров и примерно 250 кг полезного веса. До сотни разгонялась целых 21-ну секунду, но не за это ж ее  любили.

На максимуме 1,6-ти литровый мотор мощностью в 80 л.с. выдавал скорость в 132 км/час. Для советского бездорожья более чем достаточно.

Заключение

“Нива” стала открытием и полюбилась многим автолюбителям не только СССР, но и всего мира. Сейчас конкретно модель ВАЗ 2121 не выпускает, но она продолжает жить в качестве основы современных российских внедорожников, пускай и не пользующихся славой, как у предка, но крепко занявшие свою нишу на рынке.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector