ЗАЗ-1104 и ЗАЗ-1106 почему СССР отказался от автомобилей, которые опередили свое время
СССР никогда не славился положительным отношением к нетрадиционному образу мышления, всегда стараясь привить своим гражданам одинаковый, идентичный образ взглядов и установок на мир.
Но даже в таких условиях всегда находилось место для творчества и свободного полета мысли. Правда, очень часто его полет оканчивался тем, что он упирался в потолок бюрократического неприятия. Такая судьба постигла и перспективные концепты ЗАЗ-1104 и ЗАЗ-1106
Содержание
ЗАЗ-1104
В 60-ых годах Запорожский автозавод уже успел зарекомендовать себя на советском авторынке как производитель дешевых, относительно качественных и даже в чем-то отличных автомобилей. “Запорожцы”, как их называли в народе, были компактны, потребляли мало бензина, отличались практически неубиваемостью на дороге.
Брали за них самое меньшее количество денег, если сравнивать с “Жигулями” или “Москвичами”, поэтому ЗАЗы обрели широкую популярность или даже культовый статус благодаря такому сочетанию качеств и их соотношению к цене. “Дешево и сердито” — как говорится в народе.
Но мало кто знает, что запорожские автоумельцы уже в те года работали над совершенно новым концептом автомобиля, который, выйди бы он тогда, мог бы перевернуть сферу автодизайна и придать ему совершенно новых красок. Сейчас дизайн ноль-четвертого не поражает, а смотрится даже немного карикатурно и гротескно, но тогда он просто разрывал все шаблоны того, как должен выглядеть автомобиль. Строгие и угловатые формы сменила плавность линий и переходов, машина выглядела обтекаемой и будто бы прилетела из будущего. Снимай бы в Союзе отечественную версию “Назад в будущее”, именно 1104 можно было использовать для того, чтобы показать транспортные средства 21-го века.
Но, к сожалению, руководство СССР, ответственное за автомобильную промышленность, решило что создавать авто по новому концепту будет гораздо затратней в плане денег и прочих ресурсов, поэтому просто-напросто приказала конструктора автозавода прекратить работу над проектом и заняться выпуском привычных советскому глазу моделей.
ЗАЗ-1106
Но все же чертежи и сам проект не сгинули в “топке”, а были просто отложены до лучших дней. Которые, по сути, так и не наступили. Ведь вспомнили о концепте футуристического автомобиля тогда, когда будущее самого Союза уже виднелось крайне и крайне неустойчивым и зыбким. В 88-ом конструкторы Запорожского автозавода снова взялись за разработку авто будущего.
Но как и в конце 60-ых, так и сейчас никто из высших чинов не посчитал эту идею удачной и, учитывая контекст событий, своевременной. СССР переживал тяжелейший кризис, из которого он в итоге так и не выбрался, а вкладываться при этом в сугубо авторский концепт, который кроме дизайна не предлагает ничего существенно нового, считалось абсурдной идеей. Так идея ЗАЗ-1106 приказала долго жить.
Правда, определенные наработки остались, которые потом другие постсоветские автопроизводители использовали в своих новых моделях машин в конце 90-ых, начале 2000-ых.
Заключение
ЗАЗ-1104 и ЗАЗ-1106 стали воплощением того, что в СССР к творческим порывам своих же граждан могли отнестись крайне и крайне пренебрежительно, если те не давали преимущества государству перед другими странами и не показывали социалистический строй с самой лучшей стороны.
Впрочем, кто знает, дай концепту новых “Запорожцев” реализовать себя в деле, может бы Союз произвел настоящую революцию в сфере автомобилестроения, по крайней мере той части, которая касалась бы дизайна машин. Что ж, этого мы никогда не узнаем.