Атомоход 659 — секретная подлодка СССР, вооруженная крылатыми ракетами

Необходимость в создании подводных лодок с современным типом вооружения возникла в СССР еще в 50-х годах прошлого века. До этого момента в стране производились субмарины с дизель-электрическими двигателями, ракетные комплексы которых имели невысокую дальность полета (до 1 000 км) и малую точность попадания в цель (около 8 км). Такие подводные лодки могли поразить только крупные наземные цели.

Для береговой охраны нужны были маневренные высокоскоростные атомные подводные лодки с современным ракетным боекомплектом, способным поражать береговые объекты и корабли противника.

Новый проект

К разработке технического проекта приступили в сентябре 1956 года. Уже к октябрю 1957 года вся документация, включая рабочие чертежи, была готова. Руководителем секретного проекта 659 был назначен П. Пустынцев. Закладка головной подводной лодки этой модификации состоялась 20 декабря 1958 года на базе завода имени Ленинского комсомола в городе Комсомольск-на- Амуре.

А вы слышали о таком проекте?
ДАНЕТ

Новая атомная подводная лодка проекта 659 (ПЛАРК) имела принципиально другие технические и боевые характеристики. Крылатые ракеты «П-5» класса «корабль-земля», установленные на их борту, были способны наносить точечные ядерные удары по отдаленным наземным целям (в основном – по крупным городам противника). Кроме того, другое оборудование позволяло уничтожать и морские цели.

Субмарина имела глубину погружения до 300 метров. 120 человек экипажа и объекты жизнеобеспечения позволяли совершать автономное плавание  в течение 50 суток. Силовая установка, приводящая в движение этот механизм, состояла из двух ядерных реакторов ВВР ВМ-А по 70 МВт каждый. Энергия, производимая реакторами, приводила в движение два турбозубчатых аппарата ГТ3А-601 по 17 500 л.с. каждый и два турбогенератора ГПМ-2-1 по 1 400 кВт каждый. Два пятилопастных гребных винта обеспечивали движение лодки.

Вооружение, которым была оснащена субмарина этого проекта, было двух видов: для борьбы с противником на море и для уничтожения наземных целей. Торпедно-минное оборудование состояло из четырех носовых ТА калибра 533 мм и двух носовых и двух кормовых ТА калибра 406 мм. В наличии имелось 18 боевых торпед. Ракетное оборудование представлено шестью ракетами. Крылатые ракеты «П-5» имели большую убойную силу и принадлежали к классу «корабль-земля». По классификации НАТО, они соответствовали SS-N-3C «Shaddock-B».

Крылатая ракета «П-5»

Военный флот США был оснащен подобными лодками уже в январе 1960 года, только их ракетный боекомплект состоял из пяти крылатых ракет класса «П-5». На вооружение морского флота СССР подводные лодки поступили немного позднее.

Изначально на базе дальневосточного военного завода планировалось выпустить 32 субмарины проекта 659. Фактически было произведено пять атомоходов.

Все модификации

Первая подводная лодка К-45 модификации 659Т создавалась в период с декабря 1958 года по июнь 1961 года. На вооружении находилась до конца 1989 года. В этом году она была списана и утилизирована как отслужившая свой срок в 1999 году.

Вторая К-59 этой же модификации, произведенная в период с сентября 1958 года по декабрь 1961 года, служила на охране морских рубежей тоже до 1989 года. Впоследствии эта лодка получила другое название – К-259. Ее утилизировали годом ранее – в 1998 году.

Подводная лодка К-45

Третья субмарина К-66 создана в период с марта 1960 года по декабрь 1961 года и долго не использовалась: из-за произошедшей на ее борту аварии была поставлена на консервацию и больше в море не выходила. Была списана в 1986 году.  Рубка до сих пор сохранена как памятный знак на ДВЗ «Звезда». Остатки лодки утилизированы в 2005 году.

Четвертую К-122, произведенную в период с января 1961 года по июль 1962 года, постигла участь предыдущей: 21 августа 1983 года на подлодке случился масштабный пожар , после которого ее не восстанавливали. Списана в 1985 году и утилизирована спустя 10 лет – в 1995 году.

Последняя, К-151, строящаяся в период с апреля 1962 года по июль 1963 года, проходила достаточно долго: до конца 1989 года. В этом же году ее списали и утилизировали в 2008 году.

Шестую, К-30, планировалось поставить на реконструкцию в 1961 году, но она так и не была сделана.

После снятия с вооружения морского флота США крылатых ракет и замены их на баллистические советские атомные субмарины такого класса перестали выполнять роль сдерживающего фактора и были переориентированы на уничтожение надводного флота противника: их стали называть «убийцами авианосцев».    

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector