Корабль «Космонавт Юрий Гагарин»- флагман космического флота СССР

После первого выхода человека, советского человека, в космос, отрасль космической промышленности переживала в СССР настоящий бум.

Считаете «Космонавт Юрий Гагарин» самый мощный?
ДАНЕТ

Готовились астронавты, создавались космические аппараты, корабли, спутники. На орбите Земли появлялось все больше и больше искусственных объектов, созданных в Советском Союзе. И вся эта армада требовала затраты значительных усилий на координацию движений и взаимодействие друг с другом.

Ресурсов Центра управления полетов очень быстро стало не хватать. Поэтому на помощь пришли научно-исследовательские судна(сокращенно — НИС), целью которых было стать посредниками в связке Центр — НИС — космический объект, при этом перинимая на себя часть энергозатрат, как в техническом, так и человеческом плане. И настоящим королем среди них был “Космонавт Юрий Гагарин”.

Немедленно начать строительство

В 1968-ом году была инициирована постройка судна. Оно должно было выполнять роль не только связующего звена между Центром и космонавтами/спутниками, но в случае потребности и перенимать на себя контроль над космическими объектами.

Чтобы добиться подобной автономности, беспрецедентной в то время, корабль собирались оснастить 2-мя радиолокационными тарелками диаметром 25-ть метров и весом 250 тонн и 2-мя тарелками диаметром 18-ть метров и весом в 180 тонн.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Также по плану корабль должен был оснащен 89-ю лабораториями и всем нужным современным оборудованием. Размеры корабля превышали все другие НИСы не только СССР, но и всего остального мира.

Постройкой занялся Балтийский завод, который после серии новаторских конструкторских решений и изысков, спустил судно на воду в 71-ом году. Учитывая суть выполняемой деятельности, корабль имел немного нестандартную форму, которая позволяла с удобством разместиться на борту громоздкому и тяжелому оборудованию и создавала необходимое пространство для его обслуживания.

А имя будущему флагману дали в феврале 69-го, согласно очередному постановлению Кабинета министров — “Космонавт Юрий Гагарин”. Таким образом они дали понять, насколько важен строящийся НИС для отечественной космонавтики.

Характеристики и строение судна

Водоизмещение “Космонавта” достигало 45000 тонн, а длина составляла практически 232 метра. Такие параметры действительно делали его самым большим кораблем в мире в данной категории. А ширина в 31 метр позволяла без проблем расположить на палубе 4-ре масивнейшие радиотарелки.

Мощность двигателя — 19000 л.с., а максимальная скорость — 18 узлом, или 33 км/час. Максимальная дальность плавания — практически 33000 километров. А при запасе хода в 130 суток, корабль мог без проблем проводить свою деятельность практически в любой точке Мирового океана.

Также для удобства научной работы экипажа в судне был установлен пассивный успокоитель, который мог в несколько раз уменьшать качку во время волнения моря.

Космическое оборудование

Для качественной связи с объектами, пребывающими на орбите планеты, на “Гагарине” разместили комплекс “Фотон”. С его помощью можно было не только измерять траекторию космических объектов, вычислять их скорость и менять направление движения, но еще и поддерживать двухстороннюю связь с космонавтами в режиме реального времени.

На помощь 4-ем радиолокационным тарелкам было установлено еще 75-ть антенн. ЭВМы, в числе 6-ти штук, были предназначены для обработки поступающих данных.

Одна из антенн, находящихся на носу корабля, и имевшая длину в 12 метров, входила в состав радиосистемы “Молния”, задачей которой было обеспечение связи НИСа с Центром.

Также одной из задач техники был поиск космических аппаратов и кораблей, упавших в воды океана, эвакуация космонавтов после приземления в водной глади.

Заключение

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.
Верой и правдой прослужив до распада СССР, “Космонавт Юрий Гагарин” в итоге стал никому не нужен.

На постсоветском пространстве он стал собственностью Украины, которая через несколько год продала его немецкой компании на металл. Отогнанный к берегам Индии, там он и закончил свое существование. Но славное его прошлое уже никто не заберет и не продаст.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
133
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector