Линкоры — морская военная мощь, которая производились в СССР

Линкор, он же линейный корабль. В эпоху Просвещения — самый вооруженный и опасный корабль на морских пространствах.

Любая держава, претендующая на господство в океанах должна была иметь в своей эскадре минимум несколько десятков кораблей подобного класса, чтобы чувствовать себя уверенно и не опасаться за позиции своего флота. Но в итоге прогресс: развитие новых средств в борьбе с плавучими судами противника, появление парового двигателя и популяризация бронированных кораблей вместо уже изживающих себя деревянных, привело к закату эпохи линейных кораблей в середине 19-го века. О них забыли почти на полстолетия, до 1906-го года. На тот момент броненосцы старой модели уже не удовлетворяли запросам военного начальства, они были слишком уязвимы при атаке наземных сооружений, ничего не могли противопоставить отрядам с более мелких и подвижных кораблей.

«Гангут»

Поэтому, как ответ новым вызовам, англичане принялись за разработку нового типа военного морехода. Так как это судно должно было стать новым хозяином водных территорий, то за основу названия взяли уже забытого повелителя морей и океанов — линейного корабля. Теперь самый мощный и вооруженный плавучий носитель смерти и разрушений назывался линкором.

Начало производства кораблей

Многое в Советском Союзе было преемственно с Российской империи. Вооружение, заводы, фабрики, технологические достижения. Не стали исключением и военно-морские силы. Строительство первых российских, а потом уже — и советских, линкоров было заложено в 1909-ом году, в ответ на вызов Великобритании всему миру своим кораблем. Планировали построить 4-ре судна, каждое из которых должно было если не превосходить, то не уступать противнику. Поражение в русско-японской войне, одной из причин которой была отсталость военно-морских сил Империи, все еще ясно стояло перед глазами. Новейшие линкоры должны были стать одним из шагов, направленных на исправление подобной ситуации.

А вы видели советские линкоры в живую?
ДАНЕТ

Строительство, как всегда, не обошлось без своих нестыковок и неурядиц. Производство одного корабля, по предварительным расчетам, должно было обойтись в 37 млн. рублей, огромнейшая сумма, даже для бюджета такой богатой и обеспеченной страны, как Российская империя. А построить то их планировалось 4-ре!

Поэтому в Государственной думе шли жаркие дебаты по поводу того, где взять нужное финансирование, и как лучше спланировать подобную грандиозную стройку. В том, что эти суда необходимы флоту, все же никто не сомневался, поэтому процесс не стоял на месте. Хотя строительство, которое планировали начать в 1908-ом году, перенесли, но никто не отложил его в “долгий ящик”. В качестве исполнителей заказа выбрали Адмиралтейский и Балтийский заводы, которые в этот период времени как раз простаивали без работы. Также было решено привлечь специалистов из Обухова и Ижорска. Первым поручили производство артиллерийского вооружения, вторые отвечали за изготовление брони будущих повелителей морей. Так как работа была новая, опыт — первый, то нужны были подходящие специалисты и модернизированное оборудование. На поиск и обучение первых, и осуществление второго также требовались немаленькие деньги — до 10-ти млн. рублей, что не сыграло на руку скорости постройки линкоров.

«Севастополь»

Все же, несмотря ни на что, в июне 1909-го года были заложены все 4-ре корабля — “Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут” и “Полтава”. Во время строительства, что ожидаемо, не обошлось без целой цепи проблем. То нужную сталь для брони задержали, то вооружение не попадало в сроки, то необходимое оборудование оказывалось либо дефектным, либо на самом деле было не нужным и не подходило для работы, а требовалось другое, которого не было.

Все эти проволочки вели к тому, что строительство значительно стопорилось и выбивалось из графика. С целью изучить, что привело к подобному провисанию, была создана специальная комиссия, которая занялась изучением финансовой документации и общей отчетности. Были выделены еще средства на необходимую модернизацию дополнительного оборудования и общее ускорение постройки. Это крайне положительно сказалось на производстве, что позволило сдать корабли пускай не в срок, но не с таким опозданием, которое ожидалось ранее.

 К 1911-ом году все они были спущены на воду. Но спустить на воду и принять на вооружение — вещи абсолютно разные. Бултыхались то морской глади голые корпуса, которые еще не были ни снаряжены артиллерия, ни установлены двигатели. Снова была снаряжена комиссия, которая выясняла причины проволочек, снова нужно было дополнительное финансирование и дополнительные материалы. Впрочем, как бы то ни было, к средине 14-го года линкоры были в общем готовы. Проходили последние испытания, устанавливалось последнее оборудование. К началу Первой мировой войны к бою не был готов ни один корабль. И все таки, к ноябрю-декабрю 14-го их приняли на вооружение и могли использовать на театре военных действий.

«Марат»

Где же тут СССР, спросит читатель? А дело в том, что с распадом Российской империи данные линкоры перешли под флаг новообразованного Советского Союза и несли службу до конца 40-ых, начала 50-ых годов. Их переименовали: “Севастополь” — в “Парижскую коммуну”(привет братьям-коммунистам из далекой Франции), “Петропавловск” — в “Марата”, “Гангут” в “Октябрьскую революцию”, а “Полтава” получила название в честь известного революционера “Фрунзе”.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
В 27-ом году корабли подвергли серьезной модернизации в связи с устареванием и отставанием от других стран мира в производстве линкоров. “Парижскую коммуну” модернизировали в три этапа, как флагман кораблей данного типа в Советском Союзе. Более просто отнеслись к остальным, потратившись всего раз.

Технические характеристики

Длина и ширина каждого судна при закладке была, соответственно, 182 и 27 метров. Мотор, работающий на угле, выдавал мощность в 42 тыс. л.с., что позволяла линкорам разгоняться до 23-ех узлов, при ориентировочной дальности плаванья — 4000 миль.

Основным вооружением служило 12 корабельных пушек калибра 305 мм. Противоминная батарея состояла из 16-ти орудий, которое заряжалось снарядами в 120 мм. Из-за неудобства размещения, применить их в бою в ветряную погоду бывало затруднительно.

Боевая история во Второй мировой войне

“Севастополь”, он же — “Парижская коммуна”

С флагмана и начнем. Что символично, принимал участие в обороне города-тезки.

Сначала был вынужден скрыться с поля боя, чтобы избежать печальной участи и не быть подорванным авиацией противника, но через месяц вернулся на театр боевых действий, а еще через месяц вернул должок врагу, за один боевой выход уничтожив 13-ть танков, 8 орудий, 47 авто с военным грузом, и несколько сот живой силы противника. Вот это отомстил! Знатно потрепав в 42-ом году фортификационные сооружения врага, отправился на ремонт из-за износа орудий. В 43-ем вернулся в строй, где и был обратно переименован в “Севастополь”.

Модель линкора «Севастополь»

После совершив еще около десятка боевых выходов и сбив парочку самолетов во время авианалетов был по делу в июле 45-го награжден орденом Красного знамени. Со славой поплавав еще десяток лет, в 57-ом году был сдан на металлолом.

“Петропавловск”, который — “Марат”.

История его участия в войне тяжела, и не так славна, как у флагманского корабля. Брал участие в обороне Ленинграда с самых первых боев, кошмаря технику и пехоту фашистов на берегу.

Но длилось это до конца сентября 41-го. Немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель дважды метко сбросил на линкор бомбы, которые привели корабль в полную негодность и стали причиной его потопления. Погибло свыше 300-от человек, судно полностью скрылось под водой, все оборудование вышло из строя. В 42-ом году начались работы по восстановлению боеспособности корабля, было восстановлено 3-и корабельных орудия. Их взяли на вооружение до конца блокады. В 43-ем году кораблю также вернули прежнее название. Орденами награжден не был, в 50-ых годах также списан на металл.

“Гангут”, или — “Октябрьская революция”

Как и упомянутый выше собрат, участвовал в обороне Ленинграда. Как и упомянутый выше собрат, был поврежден во время авианалета.

Картина с изображением линкора «Гангут»

Сверху еще добавили артиллерией. Но, в отличие от упомянутого выше того же собрата, смог избежать подобной тяжелой участи, и, с горем пополам, остался на плаву. Уничтожил не одну боевую единицу, активно брал участие в сражениях до самой блокады обороняемого города. Обратно не переименовывали, но наградили орденом Красного знамени. В 50-ых годах, как и остальные, был сдан на металлолом.

“Полтава”, “Фрунзе”, — все равно не важно

И не важно по одной-единственной причине — еще в 30-ых годах его списали и разобрали на запчасти. Когда модернизация других кораблей шла полным ходом, на этот линкор не хватило денег.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
После долгой бумажной волокиты, его было решено сдать в утиль. Орудия пошли по все стране, а корпус распилили на все тот же металлолом.

Первое заключение

Вот такова краткая история советских линкоров, начало которых корнями достигает еще существования Российской империи. Но на этом не все.

Ведь была у СССР программа по созданию новых кораблей подобного типа, ведь как не модернизируй старое, а новое это не заменит. Правда закончились они все неудачно, хотя надежды были. Об этом речь дальше

Линкоры Советского производства

“Проект 23”

В 30-ом году вышло постановление Совета Министров, что главной ударной силой ВМС СССР отныне являются линкоры. Правда, незадача состоялась в том, что единственные корабли данного типа, находившиеся на вооружение, были построены еще во времена Российской империи, и что даже модернизация, которой они подвергались, не позволила бы им встать в один ряд с передовыми судами тех годов. Поэтому в 36-ом году уже знакомому читателю Балтийскому заводу было заказано первых два корабля. Однако, запуск строительства так и не состоялся. Причиной тому стали репрессии 37-38-ых годов, в ходе которых ведущие конструктора были посажены за решетку. Заменить их сразу не удалось, но в 39-ом году работы таки продолжились.

«Червона Украина»

Всего было запланировано построить 4-ре линкора — флагман “Советский Союз”, также три не менее мощных корабля — “Советская Украина”, “Советская Белоруссия”, и “Советская Россия”. Заложили всю четверку в 38-39-ых годах, планировали сдать к 46-му. Что произошло дальше, уверен, знают все — началась Вторая мировая.

Стало совсем уж не до расширения флота, обходились тем, что было. Так они и простояли, брошенные и недостроенные, до конца войны, чтобы потом их разобрали на металлолом. Большой стране нужно было отстраиваться после большой разрухи, и нужные материалы для разрушенных заводов, фабрик и т.д. брали откуда только можно. Понятное дело, что тут было не до расширения ВМС. По своим параметрам, таким как бронирование и скороходность, корабли, в оценке, должны были превосходить большинство прямых конкурентов. Огневая мощь обеспечивалась 9-ю пушками огромного калибра в 405 мм и 12-ю вспомогательными орудиями в 152 мм.

“Проект 24”

В 40-ом году, когда высшее военное руководство страны ознакомилось с опытными образцами “Проекта 23” и планируемой мощностью линкоров этой серии, многих она не удовлетворила как несоответствующая главной задаче, поставленной перед конструкторами, — достигнуть полного превосходства над всеми судами противника аналогичного класса.

Хотя линкоры 23-го проекта и должны были получиться отличными, все же не во всем они были первыми или лучшими. Поэтому было принято решение о пректирование и закладке судов следующей серии — “Проект 24”. Проектирование и работа над созданием опытного образца велась с перерывами до начала 50-ых годов. Корабли должны были получить улучшение по всем параметрам, при этом не обходясь в астрономическую сумму по производству.

Проект 24

Первый, отвечающий всем запросам военных, эскиз, по которому планировали строить линкор следующего поколения, появился только в 50-ом году. Но до самого строительства так и не дошло — после окончания войны линкоры потеряли свою популярность, а деньги требовались колоссальные, поэтому проект заглох, работы прекратились в 51-ом году. Со смертью Сталины в 53-ом на линкорах и вовсе поставили крест, сосредоточившись на более современном вооружении.

Заключение

Всю свою довоенную историю ВМС СССР старались взять на вооружение самый мощный корабль того времени.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Оставшиеся модели после Российской империи, хоть и были неплохи в свое время, но уже не отвечали новым мировым стандартам.

А свои, “доморощенные” создать не успели — где-то помешала война, а где-то уже сами линкоры потеряли свою актуальность, ведь во время Второй мировой они так и не смогли показать себя с какой бы то ни было хорошей стороны, а просто оказались плавучими жестяными банками, с кучей толком не используемого вооружения и крайне уязвимыми для атак авиации и мин.

Поэтому, можно сказать, конкретно своих, “made in USSR” линкоров в Советском Союзе так и не появилось. Но и те, что достались “в наследство”, смогли отлично сослужить свою службу.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
204
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector