Лира 705к — советская подлодка-истребитель не имеющая аналогов в мире
После окончания Второй мировой войны нередко когда мир был на грани начала новой, уже третьей по счету, мировой войны. Градус напряжения между СССР и США с различной периодичностью то возрастал, то понижался, а соответственно накалялись или нормализировались отношения между всеми странами так званых капиталистических и социалистических блоков.
Имея в своих противниках чуть ли не все развитые державы планеты, Советскому Союзу все время приходилось быть на несколько шагов впереди в плане военной мощи и работы разведок. Все это приводило к колоссальным затратам из бюджета, использованием сотен тысяч человеко-часов и иногда выходящего за рамки считавшегося возможным усилий человеческого интеллекта.
Но подобные труды отнюдь не пропадали зря, и очень часто СССР опережал своих оппонентов по всем фронтам военной и технической гонок(кроме разве что уровня жизни своих граждан), создавая и широко применяя такие технологии, которым часто просто не было аналогов во всем мире. Одной из таких разработок и была атомная подлодка Лира 705к.
Маленький убийца
Разработку Лиры начали в конце 60-ых годов, когда стала ясна необходимость создания небольших подводных лодок, которые бы смогли охотиться за своими более размерными собратьями, выводя их из строя или просто уничтожая, в зависимости от поставленной задачи.
На тот момент, что у СССР, что у США были уже свои атомоходы, подлодки, оснащенные ядерным оружием, регулярно курсирующие у побережий страны-противника и готовые сразу же, по команде, запустить на территорию врага несколько боеголовок с ядерным зарядом. Руководство РККА уже давно задумывалось о том, как бы устранить подобную угрозу, и “Лира” стала ответом на долгие поиски соответствующего решения.
Чудо инженерной мысли
Запущенна в производство первая опытная модель была в 68-ом, спущена на воду спустя два года. Можно сказать, что она превзошла все ожидания. “Лира” получилась компактной, рассчитанной всего на несколько десятков человек экипажа.
Несмотря на то, что предназначалась она для того, что сбивать более крупные подлодки, ее также оснастили возможностью запускать ядерные снаряды по территории противника. Она была очень быстрой, юркой и маневренной, что позволяло ей в случае обнаружения противника сесть ему “на хвост” и больше не отстать, контролируя и мониторя движения вражеской подлодки, при этом успешно уворачиваясь от выпущенных в ее сторону торпед.
Последнее вообще было под силам только “Лире”, ни одна подводная лодка тех времен не обладала такой подвижностью. Стоить еще добавить, что на полной скорости “Лира” могла совершить разворот на 180 градусов, при этом практически не замедлившись. А экипажу отдельно понравилось судно за то, что в нем имелась специальная спасательная капсула, которая бы смогла доставить личный состав на поверхность целым и невредимым даже в самых критических ситуациях. И эта система также не имела аналогов в мире.
Идеальный рабочий стаж
Хотя “Лира” не раз поддавалась критике со стороны высших чинов за слишком сложную конструкцию и не самое удобное управление, подавляющее большинство тех, кто служил на этой подлодке отмечали ее высочайшее качество, надежность и высокую боеспособность.
За более чем 2-а десятка лет эксплуатации не произошло ни единой аварии, в которой бы погиб хоть один матрос или офицер, служивший на “Лире”. Чем не показатель высочайшего качества и не комплимент гению советских конструкторов.
Заключение
Сейчас “Лира” уже списана в утиль. Большую часть построенных подлодок этой серии подобная участь постигла еще в 90-ые, когда не было денег на содержание подобной дорогостоящей техники. Да и надобности такой не было, ведь с распадом СССР закончился и конфликт с США. Зато сейчас уже говорят о возвращении проекта из “архивов” и о создании идейной преемницы “Лиры”. По ходу, все начинается с начала.