Метеор — скоростной теплоход СССР, который опередил свое время

Гениальное изобретение Ростислава Алексеева – судно на подводных крыльях, получившее гордое название «Метеор» — в настоящее время не востребовано. А ведь было время, когда множество теплоходов такого типа плавали по морям и рекам по всему миру…

И корабль, и самолет

В 60-80-х годах прошлого века широкое распространение в СССР и многих странах социалистического содружества получили катера, получившие общее название «ракета».

А вы видели «Метеор»?
ДАНЕТ

Суда новой конструкции использовали принципиально новый принцип движения: на высокой скорости они были способны лететь над поверхностью воды благодаря особо сконструированным подводным крыльям. На низкой скорости они плыли как обычные корабли. Общее их название – суда на воздушной подушке.

К подобной серии относились теплоходы с романтическими названиями: «Буревестник», «Комета», «Спутник» и «Метеор». Скорость передвижения этих судов была довольно большой – до 150 км/ч. На борт они могли одновременно принять до 300 пассажиров.

История создания «Метеора»

Скорость передвижения по воде напрямую зависела от многих погодных факторов, которые люди стремились подчинить своим интересам. Значительно увеличить скорость кораблей мог только принципиально новый способ передвижения по воде, над разработкой которого советские инженеры усиленно работали уже с 1920-х годов. Проект первого речного судна, способного парить над водой, был разработан талантливым инженером-кораблестроителем Р. Алексеевым в 1940-х годах. Уже в 1957 году в СССР впервые в мире произвели пассажирское судно «Ракета», которое впоследствии модифицировали в самый известный и распространенный катер на подводных крыльях —  «Метеор».

Первый экспериментальный «Метеор» спустили на воду в ноябре 1959 года. В массовом производстве он – с 1961 года; всего было выпущено более 400 катеров на Зеленодольском судостроительном заводе имени А. М. Горького.

Технические характеристики

Катер «Метеор» — это однопалубное пассажирское судно, изготовленное из дюраля. Считается самым красивым из всей линии благодаря удачному внешнему дизайну.  Его длина достигает 35 метров при ширине 10 метров, что позволяет комфортно разместить в носовой части 26 мест, на корме – 44 места, в среднем салоне расположены 44 пассажирских кресла и буфет.

На катере установлены дизельные двигатели серии М-400 мощностью 1000 л.с. каждый. Работу силовой установки обеспечивают двигатель мощностью 12 л.с., генератор на 5,6 кВт и насос с компрессором. Приводят в движение катер два гребных винта.

Крыльевое устройство состоит из расположенных под кормовой и носовой частями несущих крыльев, а также двух закрылков.

Водоизмещение «Метеора» составляет до 53, 5 тонн.

Эксплуатационные характеристики

Максимальная скорость, которую способен развить катер, не превышает 75 км/ч. В автономном режиме «Метеор» способен преодолеть расстояние до 600 км. Катер обслуживают три члена экипажа. Количество пассажиров колеблется от 78 до 123 (в зависимости от модели).

Система управления, расположенная в ходовой рубке, осуществляет контроль над всеми механизмами катера.

Былая слава утеряна

Благодаря хорошей скорости и удобству для пассажиров катер «Метеор» стал незаменимым средством передвижения не только для граждан СССР – оставшиеся в эксплуатации экземпляры до сих пор популярны в странах Европы и СНГ.

К большому сожалению, с 1991 года такой удобный катер больше не производится.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector