БТС-002. Неизвестная копия шаттла СССР, которая налетала больше оригинала
Когда в 80-ых годам правительство СССР запустило в разработку ответ американской программе “Space shuttle”, в скором времени появился вопрос — а как испытать новинку? Как узнать, что в ней действует, а что нет. Какие новые модификации пришлись к месту, а какие лучше выкинуть на свалку.
Ответом стало создание самолета-аналога, проще говоря — полноразмерной копии, с некоторыми несущественными изменениями по сравнению с оригиналом. Оригиналом являлся небезызвестный “Буран”, а копией был “БТС-002”. Сокращенно от “Большой транспортный самолет номер 2-а”.
Содержание
Разработка
Работа над аналогом началась примерно в 82-ом году. Руководил ею все тот же Глеб Лозино-Лозинский, ответственный за создание “Бурана”, а перед этим — космического корабля “Спираль”, способного поражать ядерными ракетами как наземные, так и воздушные цели.
Производством занялось научно-производственное объединение “Молния”, одно из крупнейших предприятий, чья работа была направлена на освоение космоса. Работа была закончена в 1984-ом.
Конструкция и внешний вид
По своей начинке, да и по-внешнему виду, “БТС-002” является копиркой “Бурана”.Но были и некоторые отличия. Например, турбореактивных двигателей у аналога было 4-ре, что в два раза больше чем у оригинала.
Сделано это было на тот случай, если во время посадки начнут возникать непредвиденные сложности, то можно будет сделать несколько дополнительных витков на заход, не опасаясь падения из-за дефицита горючки. А для повышения стойкости при контакте с поверхностью при возвращении на базу была удлинена передняя стойка шасси.
Сам корабль поделили на три части — носовую, с полезным грузом и хвостовую. Кабина пилотов, что логично, находилась в носовой части корабля, вмещала двух летчиков. Конструкцией корабля была предусмотрена катапультация экипажа в случае аварийных ситуаций.
При длине в 36-ть метров и размахе крыла в 24-ре метра, “БТС” мог обладать весом до 92-ух тонн и достигал максимальной скорости полета в 600 км/час. Нормальная такая махина.
Испытательные полеты
Когда аналог “Бурана” выпустили с производства, обкатывать его начали в двух местах — в Летно-исследовательском институте им. Громова и на Байконуре, где использовались специально построенные под такое дело посадочные комплексы.
Набирать специальную команду летчиков-испытателей не стали. Воспользовались уже сформированной группой профессионалов, которых отобрали раньше для подготовки к пилотированию “Бурана”.
Испытания проходили в 1985-88-ых годах. Основными задачами, которые поставили перед проектом были — проверка различных технических и летных характеристик самолета-аналога, осваивание нового управление, отработка взлета и посадки как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Последующая жизнь
В дальнейшем аналог “Бурана” сильно помотало по жизни. После закрытия в 1993-ем году космической программы, под которую он и создавался, его дальнейшее использование оказалось бессмысленным. Время от времени его демонстрировали заинтересованной публике, даже показывали на олимпийских играх-2000 в Сиднее, где он застрял на два года из-за проблем с оплатой.
Его выставляли на аукционе, предлагали в качестве презента арабскому шейху, пытались продать, продираясь сквозь паутину судебных тяжб и запретов. Но все же у истории счастливый конец — в 2008-ом его приобрел хозяин самого крупного в мире частного технического музея Герман Лайро. После долгой и утомительной перевозке он нашел свое место в самом крупном павильоне вышеупомянутого музея.
Заключение
По сути, про “БТС-002” нельзя сказать что-то особенное. Построенные как пробная версия большого космического проекта, он удачно справлялся с поставленными на него задачами.
Гораздо более примечательна его судьба после распада СССР. Хоть это и всего лишь копия, но копия отличного качества, которая могла бы использоваться и отдельно от оригинала. Жаль только, что никому до этого не было дела. Как и до много чего хорошего, оставшегося бесхозным в 1991-ом году.
Перестройка — проклятие погубившее великую страну и отбросившее уцелевший осколок на 50 лет в экономическом развитии!