БТС-002. Неизвестная копия шаттла СССР, которая налетала больше оригинала

Когда в 80-ых годам правительство СССР запустило в разработку ответ американской программе “Space shuttle”, в скором времени появился вопрос — а как испытать новинку? Как узнать, что в ней действует, а что нет. Какие новые модификации пришлись к месту, а какие лучше выкинуть на свалку.

Мини-модель «БТС-002»

Ответом стало создание самолета-аналога, проще говоря — полноразмерной копии, с некоторыми несущественными изменениями по сравнению с оригиналом. Оригиналом являлся небезызвестный “Буран”, а копией был “БТС-002”. Сокращенно от “Большой транспортный самолет номер 2-а”.

Что лучше «Буран», или «БТС-002»?
БуранБТС

Разработка

Работа над аналогом началась примерно в 82-ом году. Руководил ею все тот же Глеб Лозино-Лозинский, ответственный за создание “Бурана”, а перед этим — космического корабля “Спираль”, способного поражать ядерными ракетами как наземные, так и воздушные цели.

БТС-002 в музее техники

Производством занялось научно-производственное объединение “Молния”, одно из крупнейших предприятий, чья работа была направлена на освоение космоса. Работа была закончена в 1984-ом.

Конструкция и внешний вид

По своей начинке, да и по-внешнему виду, “БТС-002” является копиркой “Бурана”.Но были и некоторые отличия. Например, турбореактивных двигателей у аналога было 4-ре, что в два раза больше чем у оригинала.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Сделано это было для большей точности измерений и чтобы пилотам, в случае чего, было легче управляться кораблем с еще не отлаженной системой навигации. В грузовом отсеке, в котором у “Бурана” должны были размещаться полезные материалы, транспортируемые на орбиту или дополнительные члены экипажа(при надобности), у “БТСки” поставили дополнительный бак керосина.

Сделано это было на тот случай, если во время посадки начнут возникать непредвиденные сложности, то можно будет сделать несколько дополнительных витков на заход, не опасаясь падения из-за дефицита горючки. А для повышения стойкости при контакте с поверхностью при возвращении на базу была удлинена передняя стойка шасси.

Сам корабль поделили на три части — носовую, с полезным грузом и хвостовую. Кабина пилотов, что логично, находилась в носовой части корабля, вмещала двух летчиков. Конструкцией корабля была предусмотрена катапультация экипажа в случае аварийных ситуаций.

При длине в 36-ть метров и размахе крыла в 24-ре метра, “БТС” мог обладать весом до 92-ух тонн и достигал максимальной скорости полета в 600 км/час. Нормальная такая махина.

Испытательные полеты

Когда аналог “Бурана” выпустили с производства, обкатывать его начали в двух местах — в Летно-исследовательском институте им. Громова и на Байконуре, где использовались специально построенные под такое дело посадочные комплексы.

Самолет в ангаре

Набирать специальную команду летчиков-испытателей не стали. Воспользовались уже сформированной группой профессионалов, которых отобрали раньше для подготовки к пилотированию “Бурана”.

Испытания проходили в 1985-88-ых годах. Основными задачами, которые поставили перед проектом были — проверка различных технических и летных характеристик самолета-аналога, осваивание нового управление, отработка взлета и посадки как в автоматическом, так и в ручном режиме.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Всего за три года было произведено 24 полета. Время пребывания “БТС-002” в воздухе во время испытаний — где-то в общем 8 часов. Во время 10-го вылета была впервые произведена посадка, выполненная в полностью автоматическом режиме. В общем, испытания проходили удачно, каких-то крупных аварий или катастроф не произошло.

Последующая жизнь

В дальнейшем аналог “Бурана” сильно помотало по жизни. После закрытия в 1993-ем году космической программы, под которую он и создавался, его дальнейшее использование оказалось бессмысленным. Время от времени его демонстрировали заинтересованной публике, даже показывали на олимпийских играх-2000 в Сиднее, где он застрял на два года из-за проблем с оплатой.

Транспортировка

Его выставляли на аукционе, предлагали в качестве презента арабскому шейху, пытались продать, продираясь сквозь паутину судебных тяжб и запретов. Но все же у истории счастливый конец — в 2008-ом его приобрел хозяин самого крупного в мире частного технического музея Герман Лайро. После долгой и утомительной перевозке он нашел свое место в самом крупном павильоне вышеупомянутого музея. 

Заключение

По сути, про “БТС-002” нельзя сказать что-то особенное. Построенные как пробная версия большого космического проекта, он удачно справлялся с поставленными на него задачами.

Внутри кабины

Гораздо более примечательна его судьба после распада СССР. Хоть это и всего лишь копия, но копия отличного качества, которая могла бы использоваться и отдельно от оригинала. Жаль только, что никому до этого не было дела. Как и до много чего хорошего, оставшегося бесхозным в 1991-ом году.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

1 комментарий

  1. Аноним:

    Перестройка — проклятие погубившее великую страну и отбросившее уцелевший осколок на 50 лет в экономическом развитии!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector