Буран — удачный, но не удавшийся ответ американским космическим кораблям

В 1972-ом году президент Никсон объявил о новом витке развитии программы по освоению космоса — “Space Shuttle”. Хотя в официальном заявлялись сугубо мирные цели этой программы, власти СССР заподозрили в этом явные военные мотивы. Поэтому вскоре был разработан проект создания собственного аналога зарубежных шаттлов. В 1976-ом году приступили к реализации. Главным конструктором был назначен Глеб Лозино-Лозинский, один из ведущих разработчиков Советского Союза в области технических средств, направленных на освоение космоса.

Производство

К производству приступили в 1980-ом. Первый рабочий экземпляр, готовый к эксплуатации был выпущен спустя 4-е года.

Испытания космического корабля

Несмотря на обеспокоенность правительства Союза в возможном нападении из космоса, которого так боялись в конце в 80-ых(тогда в Америке осуществлялась космическая программа с говорящим названием “Звездные войны”), Бураном особо никто не интересовался.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Вполне возможно — из-за огромных средств, вливавшихся в проект. В стране был кризис, а дорогостоящий “плевок в космос”, как емко тогда выразился Горбачев, только добавлял хлопот.  Но если разглядывать Буран обособленно от различных неурядиц, бушевавших в государстве, находящемся в горниле перестройке, то можно однозначно сказать — он удался.

Несмотря на огромную дороговизну запуска, денег все-таки требовалось меньше, чем у американских шаттлов, причем грузоподъемность была гораздо больше. В отличие от аналогов США, Буран имел бортовой компьютер, который позволял совершать посадку также в полностью автоматическом режиме. Данное нововведение значительно упрощало жизнь пилотам корабля и могло исключить негативный человеческий фактор, такой как усталость или плохое функциональное состояние организма из-за колоссальных перегрузок.

Ракета-носитель Энергия с космическим кораблем Буран

Также в отличие от шаттлов, Буран имел возможность маневрировать в космосе. Его то делали с прицелом на выполнение боевых задач. Со временем на него планировали лазерное оружие, которое наперегонки изобретали ученые двух сверхдержав.

Первый и единственный полет

Первый запуск передового космического корабля состоялся 15-го ноября 1988-го года на космодроме Байконур. До выхода в верхние слоя атмосферы его также сопровождали два научно-исследовательских судна, которые должны были фиксировать все параметры совершаемого полета.

А вам нравится «Буран»?
ДАНЕТ

В качестве охраны на подъеме и спуске приставили сверхзвуковой летчик-истребитель Миг-25. Также в случае крушения корабля на территории других государств в него заложили несколько тротиловых зарядов с функцией дистанционного подрыва. Чтобы никому не достался!

Выход в космос состоялся удачно, сам полет длился немногим больше трех часов.

Корабль «Буран»

Корабль совершил два витка вокруг земной орбиты и тогда пошел на посадку. Не обошлось без казуса, чуть не закончившегося трагедией. При заходе на посадочную полосу, Буран резко и без запроса в центр управления пошел на второй круг. На земле началась форменная паника, корабль на какое-то время выпал из эфира и не мог дать прокомментировать свои действия.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Начальство из Москвы начало требовать немедленно взорвать корабль вместе с экипажем на борту. Только один из руководителей программы, Степан Микоян сохранил хладнокровие, и дал приказ наблюдать за развитием ситуации. Как потом оказалось, бортовой компьютер, оценивший погодную ситуацию, решил что для оптимальной посадки нужно изменить угол захода на полосу. Что и было сделано, при чем полностью оправдано. То есть, это был триумф советского космического корабля, а не провал.
 

После полета

Впрочем, генсек и другие люди с вершин власти отнеслись к этому успеху холодно и практически равнодушно. После этого полеты не совершались, а в 1991-ом году его посадили “на цепь”, закрыв в одном из Байконурских ангаров.

Во время сборки

В итоге, после череды злоключений, он нашел свое место в германском музее техники в Шпайере, где пребывает и по сей день

Заключение

Несмотря на явное превосходство перед американскими шаттлами, Буран в итоге оказался никому не нужен. Зачем на него потратили столько усилий, для чего — неясно и по сей день. Что, однако, не умаляет гения конструкторов и труда всех людей, участвовавших в проекте.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector