Буран — удачный, но не удавшийся ответ американским космическим кораблям
В 1972-ом году президент Никсон объявил о новом витке развитии программы по освоению космоса — “Space Shuttle”. Хотя в официальном заявлялись сугубо мирные цели этой программы, власти СССР заподозрили в этом явные военные мотивы. Поэтому вскоре был разработан проект создания собственного аналога зарубежных шаттлов. В 1976-ом году приступили к реализации. Главным конструктором был назначен Глеб Лозино-Лозинский, один из ведущих разработчиков Советского Союза в области технических средств, направленных на освоение космоса.
Производство
К производству приступили в 1980-ом. Первый рабочий экземпляр, готовый к эксплуатации был выпущен спустя 4-е года.
Несмотря на обеспокоенность правительства Союза в возможном нападении из космоса, которого так боялись в конце в 80-ых(тогда в Америке осуществлялась космическая программа с говорящим названием “Звездные войны”), Бураном особо никто не интересовался.
Несмотря на огромную дороговизну запуска, денег все-таки требовалось меньше, чем у американских шаттлов, причем грузоподъемность была гораздо больше. В отличие от аналогов США, Буран имел бортовой компьютер, который позволял совершать посадку также в полностью автоматическом режиме. Данное нововведение значительно упрощало жизнь пилотам корабля и могло исключить негативный человеческий фактор, такой как усталость или плохое функциональное состояние организма из-за колоссальных перегрузок.
Также в отличие от шаттлов, Буран имел возможность маневрировать в космосе. Его то делали с прицелом на выполнение боевых задач. Со временем на него планировали лазерное оружие, которое наперегонки изобретали ученые двух сверхдержав.
Первый и единственный полет
Первый запуск передового космического корабля состоялся 15-го ноября 1988-го года на космодроме Байконур. До выхода в верхние слоя атмосферы его также сопровождали два научно-исследовательских судна, которые должны были фиксировать все параметры совершаемого полета.
В качестве охраны на подъеме и спуске приставили сверхзвуковой летчик-истребитель Миг-25. Также в случае крушения корабля на территории других государств в него заложили несколько тротиловых зарядов с функцией дистанционного подрыва. Чтобы никому не достался!
Выход в космос состоялся удачно, сам полет длился немногим больше трех часов.
Корабль совершил два витка вокруг земной орбиты и тогда пошел на посадку. Не обошлось без казуса, чуть не закончившегося трагедией. При заходе на посадочную полосу, Буран резко и без запроса в центр управления пошел на второй круг. На земле началась форменная паника, корабль на какое-то время выпал из эфира и не мог дать прокомментировать свои действия.
После полета
Впрочем, генсек и другие люди с вершин власти отнеслись к этому успеху холодно и практически равнодушно. После этого полеты не совершались, а в 1991-ом году его посадили “на цепь”, закрыв в одном из Байконурских ангаров.
В итоге, после череды злоключений, он нашел свое место в германском музее техники в Шпайере, где пребывает и по сей день
Заключение
Несмотря на явное превосходство перед американскими шаттлами, Буран в итоге оказался никому не нужен. Зачем на него потратили столько усилий, для чего — неясно и по сей день. Что, однако, не умаляет гения конструкторов и труда всех людей, участвовавших в проекте.