“Энергия”. Ракета, на которой планировали покорять другие планеты

К концу 80-ых годов подходила к своему завершению холодная война между СССР и США. Одним из последних ее витков было соревнование в космической гонке. Советское правительство решило переплюнуть своих противников и в этом вопросе.

Буран

Американцы в 72-ом году утвердили программу “Space Shuttle”. Советы в 76-ои году ответили им разработкой уникальной многоразовой транспортной космической системы “Буран”. В ее состав и входила разработка “Энергия”, уникальной ракеты-носителя, не имевшей аналогов в то время

Создание

Уникальность ее заключалась в беспрецедентной многозадачности и гибкости в применении. Кроме того, что она, по плану, должна была запускать в верхние слоя атмосферы космический корабль “Буран”, она также могла самостоятельно доставлять на орбиту полезные грузы. В зависимости от своей комплектации, масса этих грузов варьировалась от 30 до 200-та тонн.  

Удачным ли был проект ракеты?
ДАНЕТ

Сама же ракета могла достигать массы в 2400 тонн, а общая мощность всех двигателей, в максимальной версии, составляла около 170-ти миллионов лошадиных сил! Также ракету планировали использовать в освоении уже не Луны, а Марса и Венеры, а в дальнейшем — и остальных планет Солнечной Системы. Грандиозные планы, которые позволили бы в случае успеха стать первой державой мира, колонизировавшей другие планеты!

НПО”Энергия” им С.П. Королева

Реализация проекта, как говорилось выше, стартовала в 76-ом году. Разработкой занялись НПО”Энергия” им С.П. Королева. Конкретно изготовлением в цехах ракеты и ее составных частей доверили Куйбышевскому техническому заводу, а систему управления и компьютерную начинку взял на себя харьковский “Электроприбор”, передовое на то время научное предприятие.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Первые составные части “Энергии” были готовы уже в 80-ом году. В Жуковский, центр авиационных и космических технологий, их отправляли с помощью водного пути. Не обошлось без казуса, который чуть не стоил миллионов рублей и голов нескольких чиновников.

На одной из речек морской груз должен был пройти под железнодорожным мостом. Просвет между элементами “Энергии” и самим мостом составил чуть более полуметра! Во избежания подобных неприятностей начали разработку специального грузового самолета ВМ-Т. Испытания проводились в 82-83-их годах, а за неимением лучшего варианта остальные детали ракеты перевозили тем же путем, но теперь со строгим учетом высоты транспортируемого груза.

В 84-ом году ВМ-Т окончательно обкатали и стали применять на деле. Теперь транспортировка “Энергии” обходилась гораздо проще и быстрее, и не стоила седых волос. Прямо с Куйбышева ее доставляли на Байконур. Там, на специально для этого построенной площадке номер 112, прибывающие детали собирали и осуществляли подготовку к пуску. В дальнейшем ВМ-Т заменили на Ан-225, жемчужину советского авиастроения.

Запуски

Несмотря на огромную трудоемкость при создании, а также проблемы связанные с транспортировкой, в итоге было осуществлено лишь два запуска ракеты.  

Первый состоялся 15-го мая 1987-го. К этому моменту ученые и инженеры провели более шести тысяч испытаний различных механизмов ракеты, было создано всего 5-ть полноразмерных копий. Пуск проводили на Байконуре. “Энергия” показала себя просто замечательно, выполнив все возложенные на нее задачи и действовала строго по графику. Но сам груз, выводящийся на орбиту — спутник “Полюс”(который тоже представляет собой интересный экземпляр — по некоторым источникам, это был 80-тонный макет боевого космического лазера), во время отделения от второй ступени не смог выйти на нужную высоту из-за сбоя в вычислительной системе.

Второй полет произошел 15-го ноября 88-го. Теперь “Энергия” выполняла свое прямое предназначение, для которого она и создавалась изначально. На ее “горбу” находился многоразовый космолет “Буран”, передовая машина того времена. Для него это был первый и единственный выход в космос. Как ракета-носитель, так и сам космический корабль показали себя только с лучшей стороны, выполнив каждый свою миссию в полном объеме.

Конструкция

РН “Энергия” была двухступенчатой, то есть состояла с двух ракет, соединенных в одну. Такой подход позволял обеспечить гораздо большую скорость и грузоподъемность, чем если бы применялась одна ступень, одна ракета. Уникальным отличием “Энергии” от других РН была в том, что она впервые в истории космонавтики использовала экологически безопасное топливо на основе водородно-кислородной смеси.

Ракета-носитель Энергия с космическим кораблем Буран

Для того, чтобы запуск можно было совершить в самые различные метеоусловия, было решено применить переходной стартово-стыковочный блок “Я”. В его задачи входило обеспечение механических, электрических и пневмогидравлических связей “Энергии” с пусковой установкой.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Самый мощный двигатель в составе ракеты назывался “Вулкан”. Он предназначался для полетов на Луну, его также планировали использовать в качестве главной “лошадки” при колонизации Марса.

Жизнь после

В связи нехваткой финансов, программу вскоре закрыли. Две ракеты на тот момент находились на космодроме Байконур. Они хранились в ангаре на площадке 112. В мае 2002-го года произошло обрушение крыши и обе ракеты были деформированы и ремонту, если бы кто-то изъявил желание его проводить, не подлежали.

Остальные три просто выкинули на задний двор завода “Энергия”, где на момент прекращения проекта они находились на технических работах. Какой потенциал и сколько тысяч человеко-часов было просто выброшено на свалку! Сейчас время от времени возникают разговоры возродить производство “Энергии”, но дальше слов дело так и не зашло.

Заключение

Гению советских инженеров удалось придумать и сконструировать передовую ракету-носитель своего времени. Масштаб задач и целей был воистину грандиозным. Но, к сожалению, развал СССР помешал этим планам воплотиться в жизнь. Что ж, бывает, но искренне жаль тех людей, чей колоссальный труд так и не был, по сути, оценен достойно.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
90
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector