“Энергия”. Ракета, на которой планировали покорять другие планеты
К концу 80-ых годов подходила к своему завершению холодная война между СССР и США. Одним из последних ее витков было соревнование в космической гонке. Советское правительство решило переплюнуть своих противников и в этом вопросе.
Американцы в 72-ом году утвердили программу “Space Shuttle”. Советы в 76-ои году ответили им разработкой уникальной многоразовой транспортной космической системы “Буран”. В ее состав и входила разработка “Энергия”, уникальной ракеты-носителя, не имевшей аналогов в то время
Создание
Уникальность ее заключалась в беспрецедентной многозадачности и гибкости в применении. Кроме того, что она, по плану, должна была запускать в верхние слоя атмосферы космический корабль “Буран”, она также могла самостоятельно доставлять на орбиту полезные грузы. В зависимости от своей комплектации, масса этих грузов варьировалась от 30 до 200-та тонн.
Сама же ракета могла достигать массы в 2400 тонн, а общая мощность всех двигателей, в максимальной версии, составляла около 170-ти миллионов лошадиных сил! Также ракету планировали использовать в освоении уже не Луны, а Марса и Венеры, а в дальнейшем — и остальных планет Солнечной Системы. Грандиозные планы, которые позволили бы в случае успеха стать первой державой мира, колонизировавшей другие планеты!
Реализация проекта, как говорилось выше, стартовала в 76-ом году. Разработкой занялись НПО”Энергия” им С.П. Королева. Конкретно изготовлением в цехах ракеты и ее составных частей доверили Куйбышевскому техническому заводу, а систему управления и компьютерную начинку взял на себя харьковский “Электроприбор”, передовое на то время научное предприятие.
На одной из речек морской груз должен был пройти под железнодорожным мостом. Просвет между элементами “Энергии” и самим мостом составил чуть более полуметра! Во избежания подобных неприятностей начали разработку специального грузового самолета ВМ-Т. Испытания проводились в 82-83-их годах, а за неимением лучшего варианта остальные детали ракеты перевозили тем же путем, но теперь со строгим учетом высоты транспортируемого груза.
В 84-ом году ВМ-Т окончательно обкатали и стали применять на деле. Теперь транспортировка “Энергии” обходилась гораздо проще и быстрее, и не стоила седых волос. Прямо с Куйбышева ее доставляли на Байконур. Там, на специально для этого построенной площадке номер 112, прибывающие детали собирали и осуществляли подготовку к пуску. В дальнейшем ВМ-Т заменили на Ан-225, жемчужину советского авиастроения.
Запуски
Несмотря на огромную трудоемкость при создании, а также проблемы связанные с транспортировкой, в итоге было осуществлено лишь два запуска ракеты.
Первый состоялся 15-го мая 1987-го. К этому моменту ученые и инженеры провели более шести тысяч испытаний различных механизмов ракеты, было создано всего 5-ть полноразмерных копий. Пуск проводили на Байконуре. “Энергия” показала себя просто замечательно, выполнив все возложенные на нее задачи и действовала строго по графику. Но сам груз, выводящийся на орбиту — спутник “Полюс”(который тоже представляет собой интересный экземпляр — по некоторым источникам, это был 80-тонный макет боевого космического лазера), во время отделения от второй ступени не смог выйти на нужную высоту из-за сбоя в вычислительной системе.
Второй полет произошел 15-го ноября 88-го. Теперь “Энергия” выполняла свое прямое предназначение, для которого она и создавалась изначально. На ее “горбу” находился многоразовый космолет “Буран”, передовая машина того времена. Для него это был первый и единственный выход в космос. Как ракета-носитель, так и сам космический корабль показали себя только с лучшей стороны, выполнив каждый свою миссию в полном объеме.
Конструкция
РН “Энергия” была двухступенчатой, то есть состояла с двух ракет, соединенных в одну. Такой подход позволял обеспечить гораздо большую скорость и грузоподъемность, чем если бы применялась одна ступень, одна ракета. Уникальным отличием “Энергии” от других РН была в том, что она впервые в истории космонавтики использовала экологически безопасное топливо на основе водородно-кислородной смеси.
Для того, чтобы запуск можно было совершить в самые различные метеоусловия, было решено применить переходной стартово-стыковочный блок “Я”. В его задачи входило обеспечение механических, электрических и пневмогидравлических связей “Энергии” с пусковой установкой.
Жизнь после
В связи нехваткой финансов, программу вскоре закрыли. Две ракеты на тот момент находились на космодроме Байконур. Они хранились в ангаре на площадке 112. В мае 2002-го года произошло обрушение крыши и обе ракеты были деформированы и ремонту, если бы кто-то изъявил желание его проводить, не подлежали.
Остальные три просто выкинули на задний двор завода “Энергия”, где на момент прекращения проекта они находились на технических работах. Какой потенциал и сколько тысяч человеко-часов было просто выброшено на свалку! Сейчас время от времени возникают разговоры возродить производство “Энергии”, но дальше слов дело так и не зашло.
Заключение
Гению советских инженеров удалось придумать и сконструировать передовую ракету-носитель своего времени. Масштаб задач и целей был воистину грандиозным. Но, к сожалению, развал СССР помешал этим планам воплотиться в жизнь. Что ж, бывает, но искренне жаль тех людей, чей колоссальный труд так и не был, по сути, оценен достойно.