Космический корабль “Заря” — заправщик спутников СССР

В середине 80-ых годов СССР занял свою нишу на новой космической арене. В каких-то моментах страна советов опережала своего извечного противника — США, где-то наоборот — отставала. Но в чем точно нельзя было отказать Советскому Союзу — это в постоянном развитии и совершенствовании своих ракетных систем и космических кораблей.

Советский космический плакат

В 1985-ом Совет Министров СССР принял постановление, согласно которому передовые конструкторские бюро страны должны были работать над созданием нового космолета. Его основной целью была доставка экипажа и грузов на орбитальную станцию “Мир”, а также для ремонта и дозаправки спутников, функционирующих на орбите.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
В случае аварийной ситуации, новый космический аппарат мог бы эвакуировать экипаж того же “Мира” или многопользовательского корабля “Буран”, и в безопасности доставить их в нужную точку назначения.

Разработка

Так как задача была поставлена масштабная, к работе приступили в самом скором времени.

Что по вашему более технологично?
Телескоп ХабблаМКС

Как часто бывает в подобных делах, не обошлось без вызовов, когда делалось невозможное и расширялись границы известных пределов как человеческого ума, так и возможностей современной техники.

Принцип контролируемой посадки

Одним из главных новшеств будущего космолета был принцип посадки. До этого при приземлении использовалась парашютная система — модуль с экипажем отделялся от части корабля, на которой крепились двигатели, и на высоте в 7-11 километров выпускали один за другим серию воздушных куполов.

Орбитальная станция «Мир»

Тут же применялась жидко-реактивные двигатели, коротко — ЖРД. Они позволяли кораблю осуществлять контролируемую горизонтальную и вертикальную посадку, причем с точностью до нескольких десятков метров. На то время это была просто “вау”! Нечто подобное можно наблюдать в современных ракетах-носителях Falcon 9, производства Илона Маска. То есть, разработки советских ученых, по сути, опережали свое время на несколько десятилетий! Также ЖРД позволяло по-новому взглянуть на перспективу посадки космических кораблей с подобным типом двигателя на безатмосферные тела, типа Луны. Но, к сожалению, высшее руководство не узрело прорывной инженерной мысли в этом проекте, высказывая сомнения, будет ли годится такая система для приземления в земных условиях. Поэтому, в итоге, была выдвинута резолюция, в которой призывали вернуться к старой и проверенной схеме с парашютами. Что, впрочем, пока ничего не значила.

Защита от высоких температур

Космолет “Зарю” планировали сделать многоразовым. Минимум 30-ть, максимум — 50-ть выходов на орбиту с возвращением на Землю с экипажем или грузом на борту. Для обеспечения подобной работоспособности нужно было создавать новые виды термозащиты.

Таким должен был быть космолет

Разрабатывались новые, более эффективные сплавы, рассчитанные на неоднократное использования. Термопластины планировалось сделать съемными, чтобы в случае надобности их можно было легко заменить на новые, не проводя при этом масштабный ремонт всего корабля.

Прочие особенности и технические характеристики

В качестве начинки использовалась самая современная вычислительная аппаратура. Она позволяла экипажу совершать полет полностью в автоматическом режиме, включая стыковку со спутниками, другими космолетами и станцией “Мир”. По качеству “начинки” корабль “Заря” ничуть не уступал передовым представителям американской космической программы.

Внутренняя комплекция “Зари” предусматривала вместимость экипажа в 4-6 человек, в зависимости от количества груза на борту. При длине в 5-ть метров и диаметром в 4-ре, он весил “всего” 15 тонн.

Одна из ракет-носителей «Зенит»

Вопрос, как доставлять корабль на орбиту планировали решить с помощью ракеты-носителя “Зенит”, которая считалась одной из лучшей в своем классе на то время. Специально под “Зарю” на космодроме Байконур была выстроена целая инфраструктура, разработанная специально под взлет  корабля.

Бесславный конец

Несмотря на то, что работа кипела, каких-то серьезных проблем по ходу не возникало, а сам корабль удивлял своими инженерными решениями, в 89-ом году было решено прекратить финансирование проекта.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Причина до боли прозаична — в стране бушевал финансовый кризис, большое государство находилось на самом пороге своей смерти. Тут уже было совсем не до космических программ.

Заключение

Если бы “Зарю” в итоге смогли бы запустить в производство, то нет никаких сомнений, что это стало бы ощутимым ударом по космической программе США. Некоторые из принципов, которые применяли в разработке космолета, значительно опережали свое время. Но история и разрушительные политические процессы в стране были против. Что ж, наверное, так и должно быть.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector