В середине 80-ых годов СССР занял свою нишу на новой космической арене. В каких-то моментах страна советов опережала своего извечного противника — США, где-то наоборот — отставала. Но в чем точно нельзя было отказать Советскому Союзу — это в постоянном развитии и совершенствовании своих ракетных систем и космических кораблей.
В 1985-ом Совет Министров СССР принял постановление, согласно которому передовые конструкторские бюро страны должны были работать над созданием нового космолета. Его основной целью была доставка экипажа и грузов на орбитальную станцию “Мир”, а также для ремонта и дозаправки спутников, функционирующих на орбите.
Разработка
Так как задача была поставлена масштабная, к работе приступили в самом скором времени.
Как часто бывает в подобных делах, не обошлось без вызовов, когда делалось невозможное и расширялись границы известных пределов как человеческого ума, так и возможностей современной техники.
Принцип контролируемой посадки
Одним из главных новшеств будущего космолета был принцип посадки. До этого при приземлении использовалась парашютная система — модуль с экипажем отделялся от части корабля, на которой крепились двигатели, и на высоте в 7-11 километров выпускали один за другим серию воздушных куполов.
Тут же применялась жидко-реактивные двигатели, коротко — ЖРД. Они позволяли кораблю осуществлять контролируемую горизонтальную и вертикальную посадку, причем с точностью до нескольких десятков метров. На то время это была просто “вау”! Нечто подобное можно наблюдать в современных ракетах-носителях Falcon 9, производства Илона Маска. То есть, разработки советских ученых, по сути, опережали свое время на несколько десятилетий! Также ЖРД позволяло по-новому взглянуть на перспективу посадки космических кораблей с подобным типом двигателя на безатмосферные тела, типа Луны. Но, к сожалению, высшее руководство не узрело прорывной инженерной мысли в этом проекте, высказывая сомнения, будет ли годится такая система для приземления в земных условиях. Поэтому, в итоге, была выдвинута резолюция, в которой призывали вернуться к старой и проверенной схеме с парашютами. Что, впрочем, пока ничего не значила.
Защита от высоких температур
Космолет “Зарю” планировали сделать многоразовым. Минимум 30-ть, максимум — 50-ть выходов на орбиту с возвращением на Землю с экипажем или грузом на борту. Для обеспечения подобной работоспособности нужно было создавать новые виды термозащиты.
Разрабатывались новые, более эффективные сплавы, рассчитанные на неоднократное использования. Термопластины планировалось сделать съемными, чтобы в случае надобности их можно было легко заменить на новые, не проводя при этом масштабный ремонт всего корабля.
Прочие особенности и технические характеристики
В качестве начинки использовалась самая современная вычислительная аппаратура. Она позволяла экипажу совершать полет полностью в автоматическом режиме, включая стыковку со спутниками, другими космолетами и станцией “Мир”. По качеству “начинки” корабль “Заря” ничуть не уступал передовым представителям американской космической программы.
Внутренняя комплекция “Зари” предусматривала вместимость экипажа в 4-6 человек, в зависимости от количества груза на борту. При длине в 5-ть метров и диаметром в 4-ре, он весил “всего” 15 тонн.
Вопрос, как доставлять корабль на орбиту планировали решить с помощью ракеты-носителя “Зенит”, которая считалась одной из лучшей в своем классе на то время. Специально под “Зарю” на космодроме Байконур была выстроена целая инфраструктура, разработанная специально под взлет корабля.
Бесславный конец
Несмотря на то, что работа кипела, каких-то серьезных проблем по ходу не возникало, а сам корабль удивлял своими инженерными решениями, в 89-ом году было решено прекратить финансирование проекта.
Заключение
Если бы “Зарю” в итоге смогли бы запустить в производство, то нет никаких сомнений, что это стало бы ощутимым ударом по космической программе США. Некоторые из принципов, которые применяли в разработке космолета, значительно опережали свое время. Но история и разрушительные политические процессы в стране были против. Что ж, наверное, так и должно быть.
Это проект,который действительно жаль!