МГ-19. Отмененное будущее советской космонавтики
Шестидесятые года 20-го века были отмечены двумя значительными событиями в сфере изучения и освоения космоса. В начале десятилетия, в 1961-ом, человек впервые оказался в космосе за все время существования человечества.
А спустя 8 лет идеологическому противнику СССР — США, покорилась новая вершина. В 1969-ом они успешно реализовали миссию по полету на Луну и возвращению обратно. Это достижение стало мощной пощечиной руководству СССР. Такое “простить” и забыть было нельзя. Поэтому в уже следующей декаде лучшие научные умы Советского Союза в сфере космонавтики принялись за создание новых и даже новаторских проектов, которые должны были вывести страну снова вперед в этой научной гонке.
В то время как в 72-ом году в Соединенных Штатах стартовала программа “Space Shuttle”, в Советах стали разрабатывать свой ответ на действия американцев. Позже это вылилось в проект космического корабля “Буран”, превосходивший своих оппонентов по многим показателям. Но не пользуется широкой известностью то, что у “Бурана” был свой прямой конкурент, с весьма многообещающей идеей в своей основе. Этим конкурентом был МГ-19, или как его называли неофициально — “Гурколет”.
К звездам нас выведет энергия ядра
У известного ученого Олега Викторовича Гурко еще в 50-ых годах зародилась идея об использования нового типа двигателей у кораблей, которые создавали для освоения космоса. Ему не нравилась идея того, что на один подобный полет предполагалось потратить ужасающее количество энергии, денег и материальных средств. В пример себе он брал модель и принцип работы реактивного самолета, который был значительно экономичнее и гибче в использовании.
Как раз примерно в то время, по СССР прокатился бум ядерных технологий. Руководство страны заинтересовалось преимуществами использования технологий с получением энергии после расщепления ядра. По Союзу начали потихоньку строиться атомные станции. Гурко не прошел мимо этого события и использовал новую технологию в своих расчетах. Он загорелся идеей использовать ядерный реактор в своем новом двигателе.
Тернист наш путь наверх
Работа длилась долгое время и периодически встречала сопротивление со стороны начальства и коллег. Далеко не все верили, что реализовать подобное можно, а если и можно, то были такие, кто считал это техническое решение нецелесообразным. Подготовка к презентации проекта длилась долгих 5 лет — с 1968-го, когда Гурко должен был представить свою идею в качестве диссертации перед уполномоченной комиссией, и вплоть до 1973-го, когда защита наконец-то прошла. И прошла успешно, Олегу Викторовичу дали звание Доктора наук, 20 членов комиссии проголосовали “за”, и только один сказал “нет”.
Но на этом работа не то, что не закончилась — она только начиналась. Теперь нужно было найти реализатора — конструкторское бюро, которые бы согласилась взяться за создание космолета, взлетающим в верхние слоя атмосфера благодаря силе ядерной установки. Гурко обратился во все, или многие, соответствующие инстанции. В числе них были ОКБ таких легенд авиационники, как Микоян и Антонов. Но по разным причинам он получал везде один и тот же ответ — нет.
Удача улыбнулась ученому в 1974-ом году. Еще одна легенда космической отрасли снова вернулась в дело. Владимир Мясищев взял на себя обязанность перед правительством создать новое поколение космических кораблей, которые смогут утереть нос американской программе “Space Shuttle”.
И как раз в нем Гурко увидел для себя шанс. Он продемонстрировал проект Мясищеву и оставил того в полном восторге от предложенной идеи. В итоге, специально созданное под Владимира Михайловича ОКБ сделало своей приоритетной работой создание МГ-19, весьма перспективной и многообещающей разработки.
Заключение
Но, к сожалению, реализовать МГ-19 так и не успели. Прямой соперник — МКР “Буран” был признан более надежным вариантом. Плюс, не на руку создателям ядерного космолета сыграло то, что нигде в мире не проводились подобные разработки.
Уникальность видения Гурко сыграла против него — в рамках жесткой конкуренции с США, создавать проект, базирующийся на видении всего пары учёных посчитали слишком затратным.
В итоге, Гурко до конца жизни постоянно пытался вернуться к своему главному детищу, но до самой смерти так и не преуспел. Жаль — ведь иначе человечество, возможно, уже успело бы высадиться на Марсе и даже на других планетах.