МГ-19. Отмененное будущее советской космонавтики

Шестидесятые года 20-го века были отмечены двумя значительными событиями в сфере изучения и освоения космоса. В начале десятилетия, в 1961-ом, человек впервые оказался в космосе за все время существования человечества.

Какой космический корабль лучше?
БуранМГ-19

А спустя 8 лет идеологическому противнику СССР — США, покорилась новая вершина. В 1969-ом они успешно реализовали миссию по полету на Луну и возвращению обратно. Это достижение стало мощной пощечиной руководству СССР. Такое “простить” и забыть было нельзя. Поэтому в уже следующей декаде лучшие научные умы Советского Союза в сфере космонавтики принялись за создание новых и даже новаторских проектов, которые должны были вывести страну снова вперед в этой научной гонке.

В то время как в 72-ом году в Соединенных Штатах стартовала программа “Space Shuttle”, в Советах стали разрабатывать свой ответ на действия американцев. Позже это вылилось в проект космического корабля “Буран”, превосходивший своих оппонентов по многим показателям. Но не пользуется широкой известностью то, что у “Бурана” был свой прямой конкурент, с весьма многообещающей идеей в своей основе. Этим конкурентом был МГ-19, или как его называли неофициально — “Гурколет”.

К звездам нас выведет энергия ядра

У известного ученого Олега Викторовича Гурко еще в 50-ых годах зародилась идея об использования нового типа двигателей у кораблей, которые создавали для освоения космоса. Ему не нравилась идея того, что на один подобный полет предполагалось потратить ужасающее количество энергии, денег и материальных средств. В пример себе он брал модель и принцип работы реактивного самолета, который был значительно экономичнее и гибче в использовании.

Мнение эксперта
Кобельман Давид Борисович
Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Он ратовал за создание нового типа двигателей космического корабля, который совмещал бы в себе преимущества уже существующих моделей и устранял их недостатки. 

Как раз примерно в то время, по СССР прокатился бум ядерных технологий. Руководство страны заинтересовалось преимуществами использования технологий с получением энергии после расщепления ядра. По Союзу начали потихоньку строиться атомные станции. Гурко не прошел мимо этого события и использовал новую технологию в своих расчетах. Он загорелся идеей использовать ядерный реактор в своем новом двигателе. 

Тернист наш путь наверх

Работа длилась долгое время и периодически встречала сопротивление со стороны начальства и коллег. Далеко не все верили, что реализовать подобное можно, а если и можно, то были такие, кто считал это техническое решение нецелесообразным. Подготовка к презентации проекта длилась долгих 5 лет — с 1968-го, когда Гурко должен был представить свою идею в качестве диссертации перед уполномоченной комиссией, и вплоть до 1973-го, когда защита наконец-то прошла. И прошла успешно, Олегу Викторовичу дали звание Доктора наук, 20 членов комиссии проголосовали “за”, и только один сказал “нет”.

Но на этом работа не то, что не закончилась — она только начиналась. Теперь нужно было найти реализатора — конструкторское бюро, которые бы согласилась взяться за создание космолета, взлетающим в верхние слоя атмосфера благодаря силе ядерной установки. Гурко обратился во все, или многие, соответствующие инстанции. В числе них были ОКБ таких легенд авиационники, как Микоян и Антонов. Но по разным причинам он получал везде один и тот же ответ — нет.

Удача улыбнулась ученому в 1974-ом году. Еще одна легенда космической отрасли снова вернулась в дело. Владимир Мясищев взял на себя обязанность перед правительством создать новое поколение космических кораблей, которые смогут утереть нос американской программе “Space Shuttle”.

И как раз в нем Гурко увидел для себя шанс. Он продемонстрировал проект Мясищеву и оставил того в полном восторге от предложенной идеи. В итоге, специально созданное под Владимира Михайловича ОКБ сделало своей приоритетной работой создание МГ-19, весьма перспективной и многообещающей разработки. 

Заключение

Но, к сожалению, реализовать МГ-19 так и не успели. Прямой соперник —  МКР “Буран” был признан более надежным вариантом. Плюс, не на руку создателям ядерного космолета сыграло то, что нигде в мире не проводились подобные разработки.

Уникальность видения Гурко сыграла против него — в рамках жесткой конкуренции с США, создавать проект, базирующийся на видении всего пары учёных посчитали слишком затратным.

В итоге, Гурко до конца жизни постоянно пытался вернуться к своему главному детищу, но до самой смерти так и не преуспел. Жаль — ведь иначе человечество, возможно, уже успело бы высадиться на Марсе и даже на других планетах.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
121
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector