МТК-ВП — многоразовый транспортный корабль с вертикальной посадкой

После несомненных успехов СССР в конце 50-ых и начале 60-ых годов в области космонавтики, наступил период если не застоя, то очевидного отставания от главного противника на политической карте мира — США. Соединенные Штаты проиграли гонку по выводу первого человека в космос, но отыгрались высадкой первого человека на Луне.

Какой проект лучше?
МТК ВПБуран

Советский Союз в этом плане являлся не только отстающим — это достижение так и не покорилось ему до конца его существования. Но это было только началом. В 1972-ом году была анонсирована программа “Space shuttle”, которая снова не только делала американцев лидерами в освоении космоса, но и еще давала их военным мощнейший козырь в предполагаемой борьбе против Советов. Допустить подобное доминирование СССР не мог, поэтому в скором времени была инициирована собственная программа-конкурент “Шаттла”. Целая плеяда талантливых конструкторов принялась за работу.

“Space shuttle”

Чтобы ускорить процесс, проектирование и конструирование велись сразу в нескольких направлениях параллельно друг другу, чтобы можно было быстрее откинуть нерабочие или слишком времезатратные идеи. К числу таких можно отнести и работу известного ученого в области космонавтики Олега Петровича Глушко.

Смена курса

В 1974-ом году преемник Королева на посту главного в Центральном конструкторском бюро В.П. Глушко решил оставить так и оправдавший себя проект ракеты-носителя Н-1.

Вместо этого он сосредоточился на создании нового многоразового корабля, который бы смог в итоге решить проблему соперничества с американским “Space shuttle”. Проблема многоразовых кораблей состояла в том, что они при посадке на поверхность после возвращения с орбиты требовали очень длинных и дорогостоящих взлетно-посадочных полос, которые строить в массовом количестве было просто нецелесообразно. Поэтому Глушко усиленно работал над этим вопросом, стремясь найти решение, которое будет и эффективным, и позволить сэкономить значительные денежные суммы. В итоге, ним это решение было найдено.

Валентин Петрович предложил при снижении корабля использовать парашютную систему, которая бы гасила инерционную скорость корабля. Схема выглядела так — космический корабль выводила на орбиту еще только находившаяся в разработке ракета-носитель нового типа. После того, как экипаж космолета выполнял поставленную перед ним задача, наступала фаза возвращения на Землю.

Преодолев слой атмосферы с плотными воздушными потоками путем совершения маневра в виде бокового крюка протяженностью в 800 км, МТК входил в завершающую стадии посадки — выпускал систему парашютных куполов, которые должны были способствовать мягкому приземлению по вертикальной линии.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Во время посадки конкретно на посадочную полосу использовался двигатель и выпускаемые лыжные шасси для смягчения инерции.

Все бы хорошо, но есть пару “но”

Помимо того, что Глушко предлагал эффективное и в достаточной мере изящное решение мучившей многих других конструкторов проблемы, его вариант был выгоднее в финансовом плане. При одинаковой грузоподъемности, по сравнению с конкурентами — 30 тонн на орбиту и 20 тонн с орбиты, он весил гораздо легче. Разница с тем же “Space shuttle” достигала практически 19-ти тонн. Это позволяло не только утереть нос главному конкуренту, но и еще значительно сэкономить на топливе. 

Но вскоре при более усиленном рассмотрении проекта Глушко стал вылазить ряд проблем. Для начала нужно было поменять конструкцию самолета для повышения его аэродинамических качеств. Увеличивалась протяженность маневра при пересечении плотного воздушного слоя более чем в два раза — до 1800 км.

Это тянуло за собой две проблемы — больший расход топлива и необходимость использовать больше дорогостоящего теплоизоляционного материала, который при этом после каждого полета нужно менять. Подобные “правки” сильно били по бюджету, а в то время другая космическая программа “Буран” демонстрировала весьма перспективные и обнадеживающие результаты. Предпочтение отдали ей, МТК-ВП закрыли.

Заключение

Несмотря на то, что Глушко даже не дошел до стадии постройки опытного образца, его идея является если не новаторской, то смелой. Жаль, что ученому так и не удалось довести проект до реализации. Иначе мы могли бы жить в совершенно другом будущем.    

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector