ОК-92. Предвестник космического корабля “Буран”

После исторического успеха СССР в космической отрасли — вывода первого человека на орбиту, социалистическое государство начало потихоньку уступать своему главному оппоненту — США.

А вы видели такой космический корабль?
ДАНЕТ

Те и первыми высадились на Луну, и сумели учредить программу “Space shuttle”, которая выводила Америку далеко вперед по сравнению с Советским Союзом в плане освоения позаземного пространства. Но власти Советов тревожило не столько отставание в этой своеобразной технической гонке, сколько возможность использования американцами “Шаттла” в военных целях. При подобном развитии событий, Красная армия оказалась бы захваченной врасплох и не смогла бы достойно сопротивляться вторжению и нападению врага.

Поэтому в очень скором времени была инициирована советская космическая программа, главной целью которой стало если не превосходство над “Space shuttle”, то, по крайней мере, равные характеристики и возможности космических кораблей. В итоге, советским конструкторам удалось создать аналог не только не уступающий конкуренту, но и во многом его превосходящий — МКС “Буран”. А вот основой для “Буран” и фундаментом его появления стал ОК-92.

Мечта о лунной базе

Главным в проектировании нового поколения космолетов стал Валентин Петрович Глушко. Он сразу же занялся необходимыми изменениями и правками, как только занял свой пост. Сначала была закрыта разработка не оправдавшей себя ракеты-носителя Н-1, потом — инициирована работа над многоразовыми космическими системами, которые должны были стать основой Союза для покорения космоса.  

Но во всем этом была небольшая загвоздка — дело в том, что Глушко сам не горел созданием МКС, его душа лежала к программе освоения Луны. Поэтому поначалу большее количество трудовой энергии и сил уходило именно в этом направлении, что вызывало немалые прения в коллективе. 

Все же, хотя-нехотя, но Глушко должен был заниматься своей прямой обязанностью — созданием МКС, хотя и понимал, что это в итоге может поставить крест на его мечте о построении лунной базы. Результатом его усилий стало создание двух проектов многоразовых космолетов — ОС-120 и МТК-ВП. Но в итоге все сложилось немного по-другому.

Третий вариант

Пока между учеными горели споры о том, какое предложение лучше — ОС-120 или МТК-ВП, на стол Глушко легли чертежи нового МКС, который до этого официально никто не обсуждал. Это был ОК-92.

Валентин Петрович сначала не очень хотел принимать предложенный вариант, так как понимал, что он окончательно закроет для него возможность высадки на Луне — денег бы хватило на что-то одно. Но его заместители знали на чем играть — Глушко в первую очередь хотел создать самый мощный жидкостно-реактивный двигатель в мире, на что и был пойман. Его убедили, что при реализации проекта ОК-92 у него будут все возможности создать подобный ЖРД, что в итоге оказалось правдой.

Превосходство

ОК-92 на бумаге выглядел ровно так, как об этом мечтало военное руководство СССР. Будущий космолет уже на стадии первоначальной разработки опережал своего прямого конкурента — “Space shuttle” сразу по ряду показателей. При одинаковой грузоподъемности, ОК весил почти на 13 тонн меньше, что позволяло сэкономить топливо и имел большую грузоподъемность, а также благодаря улучшенной конструкции мог садиться на любых гражданских аэродромах 1-го класса. 

Таким образом, проект Глушко, пускай и похоронивший его главную идею-фикс, увенчался полным успехом. 

В итоге, 9-го января 1976-го года Глушко утвердил 65-ти страничную техническую характеристику МКС ОК-92, который определил лицо будущей советской космической отрасли.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
В дальнейшем, управление над проектом перешло легендарному ученому Глебу Лозино-Лозинскому, который и довел творение своего предшественника до логического завершения — создания “Буран”. Но это, как говорится, совершенно другая история.

Заключение

Рожденный в спорах и противоречиях, потребовавший для своей реализации отказа от многих идей и даже мечтаний, ОК-92 в итоге достойно справился со своей работой и утер нос американскому конкуренту. Подобные достижения в который раз демонстрируют силу советской науки и ее возможность совершить невозможное в предельно сжатые сроки.

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector