Почему в СССР любой тяжелый мотоцикл называли «Днепр»

Немного предыстории

Свое начало мотоциклы этой серии берут еще в 1945-ом году, вскоре после окончания войны. Гражданская промышленность была практически полностью разрушена, поэтому перед правительством СССР стояла задача по организации восстановительных работ на многих предприятиях. Многие военные фабрики и заводы переходили на мирные рейки и занимались выпуском тракторов, машин и пр.

Вход в Киевский Бронетанковый завод

Одним из таких “перевертышей” и стал Бронетанковый ремонтный завод №8, базировавшийся в Киеве. Постановлением Совета народных комиссаров СССР он был упрощен, и на его базе создали Киевский мотоциклетный завод. К производству тяжелой мототехники, известной в народе как “Днепр” они перешли в 1950-ом году.

И пошло-поехало

1950-ый год

Завод начал подготовку к выпуску своего первого тяжелого мотоцикла — М-72. Немалым подспорьем в этом новом вызове для коллектива Киевского мотоциклетного стал перевод около сотни работников с необходимым опытом с расформированного аналогичного Горьковского завода.

А у вас был мотоцикл «Днепр»?
ДАНЕТ

Вместе с нужным человеческим ресурсом передали так же нужное технологическое оборудование и детали для производства. М-72 обладал двигателем мощностью в 22 л.с. и мог развивать скорость до 95 км/час. Весила махина 330 кг.

Мотоцикл М-72

Надо сказать, что данный мотоцикл был, так сказать, пробой пера Киевского завода и ее можно скорее считать прототипом серии “Днепр”, чем ее первое моделью. Со временем на предприятии появятся собственные уникальные машины.

1958-ий и 1963-ий года

Эти шаги на пути к созданию своего, доморощенного, тяжелого мотоцикла привели к модели К-750 и ее улучшенной версии — К-750М. Пускай это все еще не “Днепр”, но уже очень и очень близко. По сравнению с моделью М-72 мощности движка добавили 4-ре л.с, а потребление бензина на каждые 100 км пути было уменьшено на 1 литр. Значительно улучшили мягкость хода. Теперь мотоцикл ездил и быстрее за своего предшественника, и сама езда была куда более комфортной.

Мотоцикл Днепр — К750

В версии К-750М двигатель сделали более долговечным, как и коробку передач. Также улучшили качество тормозов, сделав перемещение более безопасным. Весил этот “монстр” столько же, сколько и его “обычный” предок — 320 кг.

1968-ой год

В этом году Киевский мотоциклетный завод явил миру свое уже теперь легендарное детище — мотоцикл К-650 “Днепр”, он же — МТ-8. В нем были исправлены минуса и недостатки предыдущих версий. Был значительно увеличен моторесурс машины — до 1000 часов. Специалисты завода вместе с учеными Киевского политехнического завода разработали новую конструкцию коленвала, на котором даже после 40-ка тыс. км. пробега практически отсутствовали следы износа. На моделях К-750 коленвал приходил в негодность уже после 20-ти тыс. км. Помимо этого, при конструировании модели К-650 было применено множество других новаторских инженерных решений, позволивших значительно продлить срок службы мотоцикла. На выходе получили махину весом в 315 кг, с вместимостью топливного бака в 21 литр высокооктанового бензина, и двигатель мощностью в 27 л.с. Максимальная скорость, которую мог достигать “Днепр” — 100 км/час.

1971-ый год

Киевский завод не стоял на месте и в 1971-ом году мир увидела следующая модель серии “Днепр” — МТ-9. Она пользовалась бешенной популярностью среди жителей Советского Союза. За три года производства было выпущено практически 200 тыс. экземпляров!

“Днепр” — МТ-9

В общем, среди технических характеристик особых изменений не произошло, скорость, масса, объем бака и мощность двигателя осталась на том же уровне, что и в МТ-8. Была улучшена комфортабельность езды, продлена долговечность, а также немного уменьшен расход топлива на 100 км пути. Впервые на мотоциклах этой серии были установлены указатели поворотов.

1974-ый год

От добра добра не ищут — решили спецы Киевского завода и выпустили следующую модель МТ-10 тоже без радикальных изменений в конструкции. А, в принципе, и зачем, ведь все и так работает отлично.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Ввели топливный бак нового образца, теперь вмещающий в себя 19 литров бензина. Расход топлива, правда, вырос, но увеличилась грузоподъемность и максимальная скорость — 250 кг и 105км/час соответственно. Изменили также крепление передних указателей поворота, вынесли спидометр и приборную панель в отдельный корпус.

В 1976-ом году вышла модернизированная модель МТ-10-36 с улучшенной мощностью двигателя — 36 л.с. и большей комфортабельностью. Выпускалась она очень долго, вплоть до 1984-го.

 

1984-ый год

Десять лет прошло — и снова все тот же золотой принцип в действии. Общие характеристики остались том же уровне. Изменили замок зажигания, сделав его более приспособленным к суровым советским зимам. Поменяли карбюраторы, усовершенствовали сухой фильтр.

Днепр МТ10-36

Немного модифицировали теперь и мотоциклетную коляску, поставив на ее колесо отдельный тормоз. На дороге подобное новшество могло спасти жизнь, увеличив шансы остановить движение машины до столкновения.

1986-ой год

Слегка увеличилась масса — теперь она составляла 350 кг “живого” веса.  

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Сам мотоцикл, МТ-16(и не спрашивайте, откуда взялась такая нумерация), мог похвастаться первым гражданским верхнеклапанным двигателем, а еще приводом на колесо коляски. На нее также поцепили десятилитровую канистру бензину, установили крепление лопаты.

Данная модель последняя, которую выпустили во времена существования Советского Союза. Последующие выпускали либо на стыке двух эпох, когда не было понятно, кто есть кто, либо уже в провозгласившей независимость Украине.

Днепр МТ-16

Заключение

Несмотря на то, что конкретно серией “Днепр” занимался только Киевский мотозавод, его изделия обрели такую популярность в народе, что именем “Днепр” стали называть любой тяжелый мотоцикл. А если твой флагман стал именем нарицательным, то это о многом говорит. Сейчас завод переживает не лучшие свои времена, но его мотоциклы живут,  даже пользуются спросом, если зайти на различные сайты купли-продажи. А значить, все не так уж и плохо!

Рейтинг автора
Автор статьи
Мудренко Георгий Степанович
Бывший летчик гражданской авиации, мечтает еще раз посидеть за штурвалом самолета. Веду канал Техника СССР на Дзен, заходите
Написано статей
143
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector